ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ»

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее осколках развернулась ожесточенная борьба против нацистов.
Самой мощной силой была так называемая Югославская национально-освободительная армия, подчиненная Коммунистической партии страны. Если первоначально она состояла из мелких партизанских отрядов, то к весне 1944 года в нее входили уже крупные дивизии и корпуса численностью около 300 тыс. человек.
Костью в горле немецкого командования, она сдерживала более тридцати дивизий вермахта и СС на Балканах, которые пригодились бы на Восточном фронте. Гитлеровцы неоднократно пытались уничтожить Партизанскую армию и лично ее командующего маршала Иосипа Броз Тито, но безуспешно.
В мае 1944 года они предприняли еще одну попытку и были как никогда близки к своей цели…
В 5 часов утра 25 мая немецкие бомбардировщики появились над городом Дрвар на западе Боснии и Герцеговины, где располагался штаб Национально-освободительной армии. После массированного авианалета за городом начали приземляться планеры, доставленные транспортными самолетами, из которых немедленно выгрузились солдаты 500-го парашютно-десантного батальона СС.
Для операции, получившей название «Ход конем», главной целью которой было пленение или ликвидация маршала Тито, немцы собрали более 17 тысяч человек. Помимо десантников, мотострелковых полков, разведывательного, танкового и саперного батальонов, в район боевых действий были переброшены полк дивизии специального назначения «Бранденбург» и хорватские части.
Им противостояли части 1-го и 6-го пролетарских корпусов югославских партизан, маршальский гвардейский батальон и курсанты Офицерского училища общей численностью 12 тысяч человек.
Несмотря на ожесточенное сопротивление, противник вскоре занял город.
«Меня искали немцы, — вспоминал Тито , — В те времена портной в Дрваре шил мне маршальский мундир. Десантникам не досталось ничего, кроме этой формы, разорванной осколками бомб… Все жители Дрвара знали, где я. У каждого десантника была моя фотография. Они подходили к тому или иному горожанину, показывали картину, спрашивали: «Тито, Тито, где Тито» Но никто им ничего не говорил. Даже дети…»
Сам маршал вместе со своим штабом и советской военной миссией находился в это время в своем доме недалеко от города. Когда противник достиг и его, они под прикрытием своих войск отступили к Динарским горам.
Немцы не прекращали преследования, сжимая кольцо вокруг Тито и его сторонников. Советский генерал Николай Корнеев, находившийся с группой, настоятельно рекомендовал маршалу эвакуироваться на авиабазу союзников в Бари на юге Италии. Последний долго отказывался, настаивая на том, что он должен остаться на югославской территории. Он согласился только на вариант немедленного перевода из Бари на остров Вис в Адриатическом море у хорватского побережья.
Помимо британской и американской авиации, в Бари дислоцировались и эскадрильи ВВС Красной Армии: 12 транспортных С-47 и 12 истребителей дальнего сопровождения Як-9Д.
Когда стало известно о ситуации с Тито, Сталин поручил своим летчикам принять самое активное участие в спасении военачальника.
Несмотря на нестабильную связь, штаб югославской армии смог сообщить, что он ожидает эвакуации на горном плацдарме недалеко от города Купрес. Западные союзники отложили спасательную операцию из-за плохой погоды, но советский майор Александр Шорников чувствовал, что драгоценное время истекает и необходимы немедленные действия.
В ночь на 4 июня советский С-47 поднялся в воздух и направился в сторону Югославии. Координаты предоставил штурман Павел Якимов из экипажа Шорникова, находившийся в это время с маршалом.
Майор был уже опытным летчиком, побывавшим некоторое время на Балканах и изучившим местные воздушные маршруты.
Однако и для него задача была крайне сложной.
«В условиях грозовой активности и дождя нам пришлось пересекать Адриатическое море на малой высоте, во-первых, чтобы не отклоняться от проложенного маршрута и, во-вторых, чтобы не попасть в грозовые тучи», — вспомнил маршал авиации Александр Голованов. «Достигнув острова Корчула и обойдя Сплит, где находилась немецкая военно-морская база, прикрытая большим количеством зенитной артиллерии, экипаж стал набирать высоту, взяв курс на Купрес, в районе которого находилась высочайшая гора, служившая надежным ориентиром. Как только они достигли горы и определили свое положение, команда начала искать сигнальные огни и сигналы. Облачность мешала хорошему обзору местности. Экипаж летел над неизвестной местностью более получаса, пока не нашел кодовые огни».
Крохотный участок, подготовленный партизанами в горах, был сплошь засыпан камнями и изрезан ручьями. Приземлиться нужно было с первой попытки и без права на ошибку. Шорников справился с задачей: посадил свой С-47 и остановил его у последнего горящего костра, за которым начиналась крутая пропасть.
Экипажу советского самолета пришлось еще раз повторить сложный маневр. После того, как маршал и штабные офицеры были доставлены в Бари, летчики вернулись за остальными. Западные союзники, узнав о полете Шорникова, также совершили несколько полетов в горы.
После эвакуации руководства охранявшие его югославские части пошли на прорыв окружения, что успешно и осуществили.
А Александр Шорников, его второй пилот Борис Калинкин и штурман Павел Якимов были удостоены звания Героев Советского Союза. Югославия, в свою очередь, тоже наградила каждого из них своей высшей боевой наградой – орденом Национального героя.

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

 

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «ХОД КОНЁМ» На протяжении всей Второй мировой войны Балканы были источником постоянных проблем для Третьего рейха. После разгрома вермахтом Югославии в апреле 1941 года в ее

.

 

Предыдущая запись 16 июля 1969 года с территории космического центра им
Следующая запись Да, это автомобиль — RoAcH CoAcH

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *