ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР — «МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА» БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ

ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР - МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на

Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на груди которой мирно, как младенец, спит мужчина. Когда-то эта скульптура, изображающая французского короля Карла VI Безумного и его любовницу Одетту де Шамдивер, стояла в Лувре. При этом в сцене, которую изобразил ваятель Виктор Югенен, нет ничего сексуального. Это история сумасшедшего и единственного человека, который мог усмирять его безумие.
Одетта де Шамдивер стала одной из самых первых фавориток, запечатленных в анналах истории, еще до того, как фаворитизм был официально утвержден…
Карл VI Валуа, которого поначалу называли Карлом Возлюбленным, появился на свет в 1368 году. Когда наследнику престола исполнилось 12 лет, умер его отец, король Карл V Мать скончалась ещё раньше. До его совершеннолетия власть была в руках у опекунов. О молодом короле они совершенно не думали. Его образование было пущено на самотёк, и юноша жил в праздности и развлечениях. Что не помешало ему, впрочем, вырасти в статного красавца, который был способен руками сломать подкову.
Дядья женили семнадцатилетнего Карла на пятнадцатилетней немке Изабелле Баварской. Поначалу этот брак был счастливым: Карл воспылал страстью к Изабелле с первого взгляда. За годы супружества Изабелла родила 12 детей. Некоторые из них умерли в младенчестве. Только одиннадцатый ребёнок — также Карл — стал следующим монархом.
Когда Карлу VI исполнилось 20 лет, он заявил о том, что чувствует себя в состоянии управлять государством. Народ, утомлённый жестокостью и алчностью регентов, вздохнул с облегчением. Знали бы они, во что со временем превратится их монарх! Уже в апреле 1392 года появились тревожные симптомы. После перенесённой лихорадки, которая сопровождалась бредом, король стал крайне раздражителен. Кроме того, монарх стал делать некие жесты и движения, о которых современники писали как о «несовместимых с королевским достоинством».
Постепенно симптомы исчезли, и Карл вернулся к своим обязанностям. Однако в августе того же года, во время военного похода на Бретань, он «сорвался» уже по-настоящему. Король вышел из себя, услышав звук падающего копья, которое уронил один из пажей. Король тут же проткнул несчастного клинком, а затем кинулся на собственных рыцарей, приняв их за врагов. Одного из них убил, ранил ещё троих. Насилу удалось повалить его на землю. После этого приступа Карл впал забытье и горячку. Все думали, что теперь государь протянет недолго. Но Карл очнулся — бодрый и как будто здоровый. Он щедро заплатил родным убитых и предался развлечениям. Государственными делами он заниматься не хотел.
В начале 1393 года случилось страшное и зловещее событие, которое, возможно, стало катализатором окончательного сумасшествия, в которое вскоре погрузился король Франции.
По случаю свадьбы одной из фрейлин устроили бал. Карл и несколько приближённых нарядились в костюмы «дикарей», которые смастерили из мешков и пеньки. Костюмы случайно загорелись от факела. Одна фрейлина смогла потушить короля своими юбками. Четверо «дикарей» сгорели заживо. Это событие вошло в историю как «бал объятых пламенем».
Муки горевших заживо людей произвели на Карла страшное впечатление. Он перестал узнавать даже самых близких. Приступы раздражительности следовали один за другим. Во время них монарх бегал с обнажённым мечом по дворцу, гонялся за придворными и крушил всё вокруг.
Его поместили в специально оборудованные комнаты — абсолютно пустые, со стенами, обитыми мягкой тканью. Придворные не знали, что и делать. Средневековая медицина лечить такие болезни не умела. Поэтому за безумного монарха лишь молились. Да ещё на всякий случай выселили из столицы всех евреев. Заодно выгнали и жену герцога Орлеанского, обвинив её в наведении порчи. Она была итальянкой, а итальянцы, по мнению царедворцев, были нацией отравителей. Все, включая медиков, строили разные догадки относительно того, почему монарх то бросается на людей, то танцует, разрывая на себе платье, а то говорит, что никакой он не Карл, а стеклянный человек, и вставляет в платье металлические прутья, чтобы не разбиться.
Больше всех доставалось Изабелле Баварской. С 1407 года близкие отношения между супругами прекратились. А Карл поднимал на королеву руку уже и в моменты просветлений.
Изабелла устала от супруга и испытывала страх перед его безумием. Однажды ей в голову пришла замечательная мысль: надо найти себе «заместительницу»! И она взялась за поиски женщины, которая была бы рядом с королём и выполняла одновременно функции жены и сиделки при опасном безумце.
Подходящая кандидатура вскоре нашлась.
Одетта де Шамдивер, родившаяся в 1391 году, была дочерью королевского конюшего. Небольшого роста, очень миловидная, она как будто излучала вокруг себя добро и смирение. На шестнадцатилетней Одетте и остановила свой выбор хитрая Изабелла. Девушка приняла свою участь как должное. Так, в 15 лет она стала любовницей безумного короля. Самым поразительным стало то, что монарх и Одетта на самом деле очень привязались друг к другу. В 1407 году родился их единственный общий ребёнок — Маргарита де Валуа.
Главным чувством, которое испытывала к Карлу та, которую при дворе именовали «маленькой королевой», была жалость. Она воспринимала короля как своего больного ребёнка. Заботилась о нём даже в те дни, когда он наотрез отказывался есть, мыться и бриться. И даже тогда, когда он заявлял, что он никакой не властитель, а простой мясник по имени Жорж.
Чем они занимались целые дни Играли в шахматы с пажом. При этом Карл и Одетта представляли собой одного игрока. Ещё одним увлечением стала карточная игра. Говорят, один из видов игральных карт придумала и заказала для себя и Карла сама де Шамдивер.
Любовниц короля редко искренне почитают. Но только не Одетту! При дворе все восхищались её кротостью и почти мистической способностью усмирять короля в дни самых страшных помутнений рассудка. Иногда Одетта делала это буквально одним движением бровей. А иногда — угрожая, что перестанет любить его.
Именно при Одетте Карл научился чувствовать приближение приступов. Он заблаговременно сообщал о них, сам предлагая себя запереть. Придворные стали жалеть безумного короля. Вот как писал о монархе один из современников: «Как тяжко было слушать сетования и жалобы доброго короля, когда он чувствовал, что вновь погружается в пучину безумия, и взывал к милосердию Господа, и Божьей матери и всех святых, и громко молился; благородные кавалеры, дамы и девицы горько плакали от сострадания и жалости к нему».
В 1422 году Карл VI скончался от малярии, которая трепала его перед смертью в течение целого месяца. Ухаживали за ним Одетта и Маргарита. Перед смертью к королю вернулся разум, и властитель попрощался с ними: «Моя дочь… я тебе отдаю… отдаю… а! Я позабыл, у короля Франции ничего нет… Благословение, вот и всё, чем он может одарить… Одетта!… Одетта!…».
После смерти Карла Одетта с дочерью вернулась на свою родину в Бургундию. Им назначили небольшое содержание. Одетта скончалась приблизительно в 1425 году.
Карл VII признал её дочь своей сестрой и выдал Маргариту замуж за знатного богача.

ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР - МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на

ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР - МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на

ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР - МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на

ОДЕТТА ДЕ ШАМДИВЕР - МАЛЕНЬКАЯ КОРОЛЕВА БЕЗУМНОГО КОРОЛЯ Во дворе исторического музея французского города Доль можно увидеть статую, высеченную из белого мрамора. Она изображает женщину, на

.

Предыдущая запись Роковые драгоценности
Следующая запись Картины Джонни Деппа выставили в лондонской галерее Castle Fine Art

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *