ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР

 

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском центре он знать не знал, так как умер еще до начала его строительства. Но, тем не менее, удивительным образом его имя прочно связано с историей этого здания.
Создавая свое детище (оно тогда еще не носило имени семьи), Джон Рокфеллер младший решил сделать его чем-то вроде храма современного искусства и пригласил известнейших мастеров, художников и скульпторов того времени, чтобы они поучаствовали в работе по его украшению и отделке. Стены главного холла первого этажа он задумал украсить гигантскими фресками, для чего пытался пригласить сначала Матисса, а потом Пикассо. Но и тот, и другой были заняты собственными проектами, и Рокфеллеру пришлось искать альтернативу. Ей стал известный мексиканский художник Диего Ривера, кандидатуру которого предложила жена Рокфеллера Эбби. Он уже изготовил несколько фресок для Музея современного искусства, который был открыт при поддержке семьи Рокфеллеров, и зарекомендовал себя в этом вопросе с лучшей стороны.
Ривера был членом Мексиканской коммунистической партии, неоднократно бывал в Советском Союзе и даже участвовал в праздновании 10-летия Октябрьской революции, стоя в числе прочих на трибуне мавзолея. Но Рокфеллера это не смутило, так как он придерживался взглядов, что настоящее искусство должно быть выше политики. После недолгих переговоров Ривера согласился и приступил к работе, получив задаток и тему под названием «Человек на распутье». Ее придумал сам Рокфеллер, предоставив Ривере свободу в форме ее выражения. Эбби несколько раз изучала эскизы и наброски фрагментов будущей фрески и была довольна результатом.
Все шло хорошо ровно до того момента, пока Эбби не отвлеклась от процесса, а Ривера не решил внести в окончательную работу свои новые оригинальные идеи.
И вот в Нью-Йорке, в самом центре капиталистического мира, в новейшем высотном офисном здании— венце прогресса и моды того времени, в просторном холле с рядами квадратных колонн и высокими потолками, первое, что видел посетитель — это огромная картина с множеством людей, занимающая всю стену.
Сначала посетитель ничего не понимал, но потом начинл присматриваться к деталям и видел Владимира Ильича Ленина, стоящего рядом с группой людей.
Дальше — множество рабочих, идущих стройными колоннами по Красной площади во время первомайской демонстрации. Это одна часть. А на другой — танки, самолеты и солдаты в противогазах и со штыками, конные полицейские разгоняющие дубинками демонстрацию рабочих и небольшая группа богачей, танцующих, играющих в карты и пьющих шампанское.
Все это смотрелось как-то не очень. Это не Московский метрополитен и не Дворец советов. Примерно так подумал Рокфеллер и попросил у Риверы заменить портрет Ленина на портрет какого-нибудь неизвестного мужчины, аргументируя это тем, что Октябрьская революция и ее лидеры — дело исключительно внутрироссийское и никак не связано с тем, что происходит в Соединенных Штатах. При этом, на всё остальное Рокфеллер был даже готов согласиться.
Но тут Ривера, как и подобает настоящему коммунисту, наотрез отказался менять Ленина на кого-то еще. Либо Ленин, либо я — сказал он. Выбор был очевиден, и после небольшой словесной перепалки он был уволен без оплаты работы, а охрана выдворила его из здания. Фреску было приказано уничтожить. Эбби несколько раз предпринимала попытки спасти ее для музея, но Рокфеллер был непреклонен. Фреску закрыли щитами, а через девять месяцев сбили со стены. Всё, что от нее осталось, это черно-белое фото, которое сделали в процессе работы.
По этой фотографии на следующий год Ривера восстановил фреску во Дворце изящных искусств в Мехико, назвав ее «Человек прогресса». Она существует до сих пор.
На воссозданной фреске Ленин по-прежнему на своем месте. К нему Ривера добавил Льва Троцкого (на тот момент уже изгнанного из Советского Союза), держащего в руках флаг 4-го Интернационала и стоящего плечом к плечу с Марксом и Энгельсом.
Еще он перерисовал портреты богачей. Один из них стал походить на Джона Рокфеллера младшего, а другой на его отца — Рокфеллера старшего. Они выпивают (Рокфеллеры не пили) и о чем-то беседуют с дамами. На всеми ними Ривера изобразил бледную спирохету — спиралевидную бактерию являющуюся возбудителем сифилиса.
А в Рокфеллер-центре работу Риверы заменили на произведение испанского художника Хосе Марии Серта. Она называется «Американский прогресс» и еще масштабнее по размерам. На ней в аллегорической форме показано создание американского государства.
Изображение занимает не только стены, но и потолок помещения.

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

ЛЕНИН И РОКФЕЛЛЕР-ЦЕНТР Казалось бы, ну какая связь может быть между Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке и вождем мирового пролетариата В Нью-Йорке Ленин никогда не был, и о Рокфеллеровском

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *