Вооруженный пикап по-итальянски

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

830 R Kfz.12 (Германия)
(СССР)
57K (Чехословакия)
508 CM (Италия)
FWD Heavy Utility (Великобритания)
901 (Германия)
Автор статьи — Юрий Пашолок
Источник —
В межвоенный период одним из наименее приоритетных направлений являлись армейские автомобили специальной разработки. Прозвучит это несколько странно, но если внимательно посмотреть на происходящее, то ситуация выглядела именно таким образом. И если с военными грузовиками всё же работы шли весьма активно, но легковые армейские автомобили прозябали в дальнем приоритете. Причин тому масса. Во-первых, у легковых автомобилей круг задач выглядел уже, чем у грузовиков. Потому и ограничивались, в лучшем случае, новым кузовом да минимальной доработкой шасси. Во-вторых, финансовый вопрос стоял ничуть не менее остро, денег у военных в то время было немного. В-третьих, прорыв по системам полного привода случился ближе к середине 30-х годов, а до того военная машина повышенной проходимости оказывалась слишком дорогой. Поэтому не стоит удивляться, что к началу Второй мировой войны массовые легковые машины повышенной проходимости имелись в небольшом числе.
Типичным примером общемирового подхода стала ситуация с итальянскими легковыми военными автомобилями. Итальянцы провели очень большую работу по созданию грузовиков и колесных тягачей, по этим направлениям у них дела обстояли очень неплохо. Как минимум не хуже, чем в большинстве армий мира. А вот легковые военные машины находились на задворках. В лучшем случае появлялись армейские версии легковых машин, да и те в небольших объемах. Ситуация стала меняться в конце 30-х годов, но не так уж и сильно. На свет появилось несколько типов военных машин, которые, впрочем, оставались доработкой гражданских моделей. Причина прагматичная: итальянские военные посчитали грузовики более необходимыми, а легковушки — ну как-то обойдутся. И они в таком подходе оказались совсем не одинокими.
В 1937 году началось производство легкового автомобиля FIAT 508 C. Малолитражная машина с мотором объемом 1100 кубических сантиметров быстро привлекла внимание военных. На базе FIAT 508 C было решено создать командирскую машину, по идеологии очень похожую на немецкие «кюбельвагены». К 1939 году такая машина сформировалась окончательно. Известна она как FIAT 508 CM (FIAT 508 C Militare). Между тем, итальянские военные рассматривали FIAT 508 C не только как командирскую машину. В 1939 году поступил заказ на грузопассажирскую версию машины, созданную специально для военных нужд. Так на свет появилась Camioncino FIAT 1100 CM, военная версия пикапа Camioncino FIAT 508 C.
Военный пикап появился отнюдь не на пустом месте. Еще в первой половине 30-х годов, когда появился FIAT 508 M (Militare), автомобиль рассматривался и как грузопассажирский. Он так и назывался — Camioncino FIAT 508 M. Возможности машины были ограниченными, достаточно сказать, что грузоподъемность составляла всего 350 кг. Но общая концепция сформировалась уже тогда. Автомобиль получил деревянный кузов с нарочито выделенными панелями. Так что появление Camioncino FIAT 1100 CM (пикап FIAT 1100 C Militare) выглядело логичным решением. Тем более существовала и чисто гражданская версия машины, такие автомобильчики были весьма популярны.
В отличие от FIAT 508 CM, который существенно отличался от базовой машины, в случае с Camioncino FIAT 1100 CM подход оказался иной. Коллектив конструкторского бюро FIAT во главе с Данте Джьякоза не стал сильно мучиться и взял за основу базовую машину. В связи с чисто военным назначением кабина стала проще, по крайней мере, жестью ее обшивали только сверху и спереди. Боковые и задние панели, а также двери, стали нарочито деревянными. На самом деле не стоит строить иллюзий, дерева хватала и на обычном 508 C, просто оно обшивалось жестью. Также щеголял нарочито кондовыми деревянными панелями и кузов, имевший откидной задний борт.
Естественно, одними только панелями дело не ограничивалось. Аналогично FIAT 508 CM, клиренс у пикапа вырос до 230 мм, да и оснащение машины полностью соответствовало задачам. В случае необходимости мог устанавливаться тент, в кабине находился инструмент и запасное колесо, предполагалось использование двух типов покрышек, в зависимости от ТВД. Грузоподъемность выросла до 420 кг, немного, но тут стоит заметить, что у аналогов не выше. Очень похожие машины выпускали англичане, причем ровно в таком же виде. Брали они для этого похожие по ТТХ малолитражки. Получившиеся грузопассажирские машины использовались как вспомогательные, на одной из таких служила будущая королева Елизавета II. Благодаря этому факту Austin Tilly стал очень известным, а Camioncino FIAT 1100 CM знаком не всем специалистам.
Менее известен итальянский военный пикап и по той причине, что в серию он пошел позже FIAT 508 CM. Случилось это в 1941 году, при этом объемы выпуска оказались скромнее. Проскакивает цифра в 1677 штук за всё время. В целом складывается общее ощущение, что у Camioncino FIAT 1100 CM история оказалась похожа на ГАЗ-М-415. То есть военным он вроде нужен, но спектр задач небольшой. Как артиллерийский тягач он не подходил, грузоподъемность небольшая, проходимость на уровне чуть лучше базовой легковушки. Одним словом, вспомогательная машина. Повоевать он вполне повоевал, но ареал применения оказался куда меньше, чем у FIAT 508 CM.
Отдельно стоит упомянуть историю вооруженного Camioncino FIAT 1100 CM. У итальянцев довольно частым явлением было использование трехколесных мотоциклов как носителей пулеметов. Нередко пулеметы ставили так, чтобы они могли вести зенитный огонь. Так вот, военный пикап выглядел вполне логичной платформой для подобных разработок. Тем более что у итальянцев имелась специальная зенитная установка, которая могла легко монтироваться в кузове автомобиля. Создавалась она для нескольких типов машин. Что-то подобное можно было видеть у англичан (известна она как Motley Mount), но у итальянцев получилось как минимум не хуже.
Известно как минимум два варианта итальянских пулеметных зенитных установок. Более поздняя версия чем-то напоминает лафет 20-мм зенитного автомата Breda 35. Более ранняя была попроще, но и полегче, судя по всему, их использовали одновременно. Первоначальная задумка заключалась в самой простой конверсии базового пикапа. Внутри ставили зенитную установку, куда мог монтироваться либо один, либо два станковых пулемета FIAT 14/35 калибром 8 мм. Это делало турель равной по огневой мощи даже не Motley Mount, а немецкой Zwillingssockel 36. При этом у итальянцев боезапас получался выше, а сама турель куда легче.
Дальнейшее развитие пикапа привело к созданию второго варианта Camioncino FIAT 1100 CM. Его легко можно отличить по фальшрадиаторной решетке. Одновременно шли работы и по ЗСУ на той же базе. Финальное решение несколько отличалось от первой версии. Борта кузова сделали выше, что несколько ухудшило условия стрельбы по наземным целям, но при этом турель не торчала так сильно. Одновременно доработке подверглось и содержимое кузова, то есть его сделали специализированным. Это существенно отличало зенитный Camioncino FIAT 1100 CM от простых доработок. Кузов, к слову, сделали унифицированным, его ставили на несколько машин.
В больших объемах зенитная версия пикапа не производилась, но она стала всё же не опытной. Автомобили шли в войска, прежде всего расквартированные в самой Италии. Порой вместо пулеметов FIAT 14/35 использовались более ранние FIAT 14. Увы, как-то с фотографиями в боевой обстановке дела обстоят не очень, но машины явно повоевали. Проскакивают пикапы и на снимках боёв 1944-45 годов.
Camioncino FIAT 1100 CM повезло гораздо меньше своего командирского собрата. Если такие пикапы и сохранились, то они почти не «светятся». Дело тут не только в меньших объемах выпуска, но и последующей отправкой в народное хозяйство. А там их гоняли в хвост и гриву. Как минимум одна такая машина всё же сохранилась, и то хлеб.

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

Вооруженный пикап по-итальянски 830 R Kfz.12 (Германия) (СССР) 57K (Чехословакия) 508 CM (Италия) FWD Heavy Utility (Великобритания) 901 (Германия) Автор статьи - Юрий Пашолок Источник - В

.

Предыдущая запись Младенец из Любека — Судьба самого гениального ребенка в истории.
Следующая запись Как всего одна собака спасла от банкротства сам «Манчестер Юнайтед»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *