«СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ»

СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ «Приключения Буратино» должны были стать пятисерийным мультфильмом. По крайней мере, именно для мультфильма написала сценарий Инна Веткина. Он попал к режиссёру Леониду

«Приключения Буратино» должны были стать пятисерийным мультфильмом. По крайней мере, именно для мультфильма написала сценарий Инна Веткина. Он попал к режиссёру Леониду Нечаеву. И тот много лет спустя вспоминал, как в изумлении сказал коллегам: «Дорогие мои, я же режиссёр игрового кино, а не мультипликатор». Ему ответили: «А сегодня никто — не мультипликатор. Ты запросто это сделаешь!»
Тогда Нечаев забрал сценарий Веткиной домой, сел за письменный стол и вывел на чистом листе бумаги: «Сценарий двухсерийного музыкального телевизионного фильма». Вскоре все было адаптировано под игровое кино. Жест был смелый, но на «Беларусьфильме», где собирался снимать Нечаев, с его решением согласились…
…Дима Иосифов, будущий Буратино, совершенно не намеревался сниматься в кино. Он всерьёз занимался фигурным катанием, причём был единственным мальчиком в группе. Однажды заметил на занятиях странного незнакомого человека, который за ним наблюдал. Решил, что тот пришёл посмотреть на молодых фигуристов - может, собирается взять кого-то в сборную И был счастлив, когда после занятий человек подошёл к нему и спросил, с кем из взрослых родственников можно поговорить. Но радость быстро испарилась — оказалось, это ассистент режиссёра. Он пригласил Диму на фотопробы, потом были кинопробы (мальчик сперва испугался камеры и толпы людей в павильоне, сказал, что у него болит живот и ретировался, но потом приезжал на новые и новые пробы — и постепенно свыкся с атмосферой на съёмках, даже полюбил её).
Сперва Диму утвердили на роль Арлекина, но потом никак не могли найти исполнителя роли Буратино — и решили все переиграть. Опять начались кинопробы — теперь уже на Диму примеряли костюм деревянного мальчика…
Он потом окончил ВГИК, стал профессиональным актёром (и сыграл в двух десятках фильмов), а затем и режиссёром (на его счету несколько сериалов — «Убойная сила», «Уходящая натура», «Екатерина. Взлёт»). Но журналисты обычно первым делом спрашивают его о Буратино. И он начинает говорить о съёмках, которые закончились несколько десятилетий назад.
Рассказывает, как тяжело ему приходилось в гриме (который поначалу наносили по два часа каждый день. Особенно много проблем потом доставлял длинный накладной нос: ведь настоящий нос нельзя было почесать, не разрушив всю конструкцию! «Это было невыносимо!» К тому же нос создавал кучу проблем для мимики — с ним трудно было смеяться или морщиться).
Вспоминает, как страдал Роман Столкарц, игравший Пьеро: во-первых, ему каждое утро красили зубы белым лаком (и он из-за этого не мог ничего есть до конца смены), во-вторых, из-за длинных рукавов костюма он практически не мог ходить в туалет, стеснялся рассказать об этом, и в результате наотрез отказывался пить, чтобы потом не случилось конфуза…
При этом снимали на жуткой жаре, что только усугубляло страдания артистов. Съёмки велись в Крыму, группа объездила весь полуостров. Например, «поле чудес» снималось на территории заповедника «Херсонес Таврический», а сцена, где лиса и кот рассказывают Буратино о Стране дураков — у Байдарских ворот. Ещё съёмки велись в Ялте, в Кореизе, около горы Ай-Петри.
Как вспоминал Нечаев, проблем с юными актёрами не было — зато они иногда возникали с их родителями. Когда снимали сцену, в которой Буратино вешают на дерево, мама Димы Иосифова категорически запретила вешать её мальчика вниз головой. Режиссёр сказал ей, что на дерево повесят куклу, а сам шепнул Диме: «Убери маму куда-нибудь!» Дима начал жаловаться, что страшно проголодался, мама метнулась в магазин за колбасой, и, пока её не было, сцену сняли. Причём потребовался не один дубль — но Дима всё вынес стоически.
А на съёмках другой сцены нужно было разбить кувшин, в котором прятался Буратино, причём так, чтобы горлышко оказалось у него на шее. Кувшин был один, изготовленный по спецзаказу, и снять нужно было с одного дубля. Чтобы разбить сосуд, в него надо было швырнуть чем-то тяжёлым. Нечаев боялся покалечить мальчика, но если бы он бросил в кувшин чем-то лёгким, тот бы даже не треснул. Дима мужественно сказал: «Кидайте, чтоб наверняка!» Нечаев в интервью вспоминал, что обливался холодным потом, когда бросал пивную кружку со спрятанным в ней килограммовым булыжником. Но все прошло благополучно, Буратино не пострадал. И даже успел показать Карабасу-Барабасу нос (режиссёр крикнул Диме об этом в последнюю секунду, испугавшись, что он забудет это сделать).
В роли черепахи Тортиллы Нечаев видел Фаину Раневскую. Но ей было уже под 80, она уже десять лет как ушла из кино. И сказала, что готова играть Тортиллу, только если съёмки пройдут в её подъезде. Так роль досталась Рине Зеленой. Она сначала побоялась, что на неё наденут панцирь и когти, но режиссёр успокоил - сказал, что она будет выглядеть как пожилая леди в чепце.
Зеленая вспоминала: «Меня, конечно, прельстило, что это «певчая черепаха”. Я пела от души и понравилась даже взрослым, а дети были прямо в восторге. Когда я приехала в Минск на примерку костюма Черепахи, режиссёр сказал художнице: «Нет, это не годится. Разве черепахи такие шляпы носят” Я не знала, что он имеет в виду, но вспомнила изречение Козьмы Пруткова: «Почему судьбу называют индейкой, а не какой-либо другой, более похожей на судьбу птицей”» Так и тут - нужна была шляпа, очевидно, похожая на шляпу черепахи.
…Я сидела в золотом кресле, которое стояло на маленьком плоту, покрытом огромным листом кувшинки. Когда кончили эту сцену на пруду и меня на тросиках причалили к берегу, я вышла на сушу. Рабочий нёс моё золотое кресло (очень старое, видавшее виды, из реквизита студии). Тут я приметила, что одна ножка подогнулась и держится на волоске, то есть на одном гвоздике. Как хорошо, что кресло не сломалось гораздо раньше, во время съёмки, а то купалась бы я в пруду вместе с лягушатами и были бы испорчены кадр и моя шляпа, а съёмочная группа потеряла бы целый день. Но на этот раз все обошлось благополучно».
Экскурсоводы в Никитском ботаническом саду любят рассказывать о том, что именно здесь, на местном озерце снимался эпизод на болоте с Черепахой Тортилой. На самом деле пруд находился под Минском и был специально обустроен для съёмок.
Лису Алису и кота Базилио сыграли Елена Санаева и Ролан Быков. Они были мужем и женой и часто играли вместе — на их совместном счету больше десяти картин. Нечаев сначала не хотел брать Быкова на роль кота, предлагал её другим актёрам — но у тех были жены-актрисы, и претенденты настаивали, что именно они должны выступить в роли Алисы (при том, что, по мнению Нечаева, не подходили совершенно). А вот Санаева подходила. Поэтому к Быкову режиссёр обратился со словами: «Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет Лена! Причём в вашем дуэте основную партию будет вести она, а ты будешь на подпевке!» Быков удивился, даже почти возмутился, но в итоге дал согласие. И они с Санаевой внесли в картину много своего — например, активно придумывали вместе с режиссером нищебродские наряды героев — накидку из рыболовной сети и облезлую шубу.
Для эпизода, где кот Базилио скатывается по лестнице, Быков с помощью ассистента режиссёра открутил переднее сиденье автобуса, на котором ездила съёмочная группа. И скатывался на этом сиденье, а в конце «проезда» выталкивал его из-под себя, чтобы не было видно в кадре. После пятого дубля сиденье превратилось в труху. Водитель автобуса, только тут заметивший пропажу, пришёл сначала в ужас, а потом в ярость, и полез на Быкова чуть ли не с кулаками. Но скандал удалось замять.
Писать стихи для песен на музыку Алексея Рыбникова Нечаев пригласил Булата Окуджаву. Тот написал прекрасные тексты, но многие из них показались слишком сложными для детского фильма. Нечаев осознал, что Окуджава просто физически не может сочинить кричалку вроде «Бу! Ра! Ти! Но!», которую потом пели бы дети всей страны. Поэтому позвал ещё одного поэта — Юрия Энтина. Вот так и вышло, что «Скажите, как его зовут» и «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда» — это Энтин, а «На дурака не нужен нож» и «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам» — Окуджава. Кстати, Окуджава, узнав, что не все его стихи подошли и потребовался ещё один поэт, обиделся, но со временем режиссёра простил).
И ещё один интересный факт, Татьяна Проценко (Мальвина)— единственная среди детей-актёров, говорящая в кадре своим голосом, остальных детей переозвучивали актрисы.
На «Беларусьфильме» «Приключения Буратино» сначала не хотели принимать: выдвигали дурацкие претензии («А почему у вас кот без хвоста» «А почему черепаху в пруду катают лягушки») Но потом фильм показали в Москве, и он привёл всех в восторг. Две серии «Приключений» вышли в эфир Центрального телевидения СССР 1 и 2 января 1976 года. Успех был мгновенным и огромным. Нечаев вспоминал: «Евгений Евстигнеев, посмотрев «Буратино”, даже позвонил мне и воскликнул: «Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!”» (Он сыграл Звездочёта в его следующем фильме, «Про Красную шапочку»).
И ещё режиссёр говорил: «Я взял беспроигрышный материал, и картина была просто обречена на успех. Сколько я не снимал — а фильм «Приключения Буратино” так и остаётся лучшим».

 

.

 

Предыдущая запись 10 фактов о детских страхах
Следующая запись 10 удивительных фактов о животных, которые понравятся детям

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *