О ЦЕЗАРЕ И ЕГО РУБИКОНЕ

О ЦЕЗАРЕ И ЕГО РУБИКОНЕ Согласно источникам, 10 января 49 года до н.э. проконсул Гай Юлий Цезарь перешёл Рубикон – мелководную речушку на севере Италии, которая сейчас называется Фьюмичино, и,

Согласно источникам, 10 января 49 года до н.э. проконсул Гай Юлий Цезарь перешёл Рубикон – мелководную речушку на севере Италии, которая сейчас называется Фьюмичино, и, как говорят, окончательно превратилась в сточную канаву… Но в те времена ручей служил границей Рима, и переходить его с войсками было нельзя! Как известно, на территории города запрещалось даже ношение красных военных плащей.Таким образом, движение одного-единственного легиона Цезаря означало войну – потому всякий знает сейчас выражения «Перейти Рубикон»…
Примерно десятилетием раньше было заключен тайный союз, известный под названием «Триумвират» (вследствие секретности неизвестны ни точные условия соглашения, ни дата). Во всяком случае, принято считать, что сторонами этого (не вполне равностороннего) – треугольника стали влиятельный полководец Гней Помпей; самый богатый человек Рима (и, по совместительству – победитель Спартака) Марк Красс, а также Гай Юлий Цезарь.
Цезарь, в сущности, был, пока что, младшим партнёром – но именно Цезарю удалось примирить своих компаньонов… не то, чтобы они так уж смертельно враждовали – но ведь всякий хотел быть «первым в Риме»!.. Однако, только объединившись, можно было влиять на сенат – к которому у каждого из этой троицы имелись свои вопросы.…
Есть мнение, что Гай Юлий уже тогда вынашивал планы захватить власть… Может, и так. Но пока что он становится консулом и успешно продвигает интересы партнёров, а затем благополучно отправляется грабить отданную ему Галлию.
Опять же, некоторые специалисты полагают, что Цезарь усердно работал на своё будущее, щедро делясь добычей с нужными людьми и народом Рима в целом. Действительно, именно так он и поступал.
Тем не менее, в 55 году до н.э. Цезарь пришлёт своих солдат голосовать за новых консулов – кого бы вы думали – Помпея и Красса.
Разумеется, их выберут – Гай Юлий получит пятилетнее продление своей «галльской командировки»; Помпей – Испанию; Красс – Сирию. (Территории этих римских провинций не совсем совпадают с границами нынешних государств).
О демократичности избирательной процедуры свидетельствует Плутарх: «Когда народ голосованием решал вопрос о распределении провинций, многие получили раны, четверо были убиты, и Красс… ударом кулака разбил в кровь лицо и выгнал прочь сенатора, перечившего ему».
Казалось бы, пока что всё у триумвиров шло неплохо, но вскоре ситуация переменится.
Во-первых, Юлия — жена Помпея и дочь Цезаря — умрёт родами, и семейная связь между союзниками окажется разорванной. Во-вторых, что важнее, в бою с парфянами погибнет третий партнёр – Красс. Самоуверенный генерал вторгнется в Месопотамию и получит жёсткий ответ. По одной из версий, его предательски прикончат на переговорах после проигранной битвы; по другой — ещё более предательски пленят и замучают, вливая в горло расплавленное золото.
В сложившейся ситуации Помпей, видимо, счёл функции триумвирата исчерпанными. Для начала он отказывается жениться на родственнице Цезаря и выдать за Гая свою дочь. Потом Помпей соглашается избраться в единоличные консулы и принимает ряд постановлений — достаточно противоречивых и воспринятых сторонниками Цезаря, как явную угрозу для их патрона. Одно из них – «запрет на соискание должности при отсутствии кандидата в Риме». Правда, Помпей тут же сочинит поправку насчёт «особого разрешения» – явно для Цезаря! – но как-то опоздает с её подачей…
…Гражданские войны обычно начинаются с неразберихи во власти — и эта не стала исключением. Часть сената была за Цезаря, часть — за Помпея, часть металась между лагерями, часть делала безрезультативные попытки всех помирить. Кстати, оба лидера, судя по их действиям, тоже не имели какого-то твёрдого плана. В конечном счёте, побеждают противники Цезаря, и сенат постановляет: или Гай сложит полномочия, или будет объявлен вне закона!
Так начался этот поход Цезаря, быстро ставший триумфальным, поскольку города безропотно открывали перед ним ворота. Он не спешил к Риму. Но Помпей, узнав об успехах противника, необъяснимым образом сбежит из города, прихватив с собой часть сенаторов.
Впрочем, это – совсем другая история.
PS. Говорят, что Гней Помпей по прозвищу Магн — Великий — провозгласил: «Кто не со мною, тот против меня». В ответ его противник Гай Юлий по прозвищу Цезарь заявил: «Кто не против меня, тот со мною».
История сохранила результат: основная масса граждан республики воздержалась от поддержки Помпея, Юлий разгромил его и стал первым пожизненным императором.

Предыдущая запись ДЕРЕВЯННОЕ ТАКСИ ИЗ КОНГО, ИЛИ КАК УСТРОЕН ЧУКУДУ
Следующая запись Король Мадагаскара

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *