ОДНО ЛИЦО

ОДНО ЛИЦО Луиза родилась в 1553 году, и принадлежала к могущественному Лотарингскому семейству. Она была настоящей Золушкой - дочь знатного вельможи, рано потерявшая мать. Вскоре появилась

Луиза родилась в 1553 году, и принадлежала к могущественному Лотарингскому семейству. Она была настоящей Золушкой — дочь знатного вельможи, рано потерявшая мать. Вскоре появилась мачеха, Жанна, правда, это была добрая и заботливая женщина. Она дала жизнь шестерым собственным детям, но не забывала и про сиротку Луизу – они сдружились. Девочка получила отличное образование, а в десять лет её повезли представлять ко Двору. Мачеха шепотом подсказывала, кому нужно поклониться, как правильно отвечать, а мимо кого можно пройти, не замечая.
Но Жанна умерла в 1568-м, и неугомонный отец пошел под венец в третий раз. И вот тогда руководить домом начала совсем другая дама. Катрин была решительной и недоброй. Все прежние порядки оказались порушены энергичной второй мачехой, которая была всего на три года старше своей падчерицы. Скромная и тихая Луиза не привыкла перечить, да и постоять за себя не умела. Катрин почувствовала, что ответа не получит, и буквально засыпала девушку нескончаемыми претензиями и безосновательными обвинениями. Атмосфера в замке Номени стала невыносимой.
Так случилось, что на пути в польский Краков под крышей семьи Лотарингских-Водемон остановился переночевать сын французского короля, Генрих. Он ехал на восток как в ссылку – с большой неохотой. Во Франции он оставлял надежду на счастье, свою любимую Марию Клевскую. А когда перешагнул порог Номени… замер от неожиданности. Среди встречавших была девушка, которая его потрясла.
Одно лицо с Марией! Ею оказалась Луиза.
Это ни от кого не укрылось: замешательство принца, а затем его взгляды в сторону Луизы во время вечернего приёма. Катрин изо всех сил старалась перетянуть внимание на себя. Она смеялась и болтала, острила, а Генрих только рассеянно отвечал. Когда принц уехал, мачеха обрушила на падчерицу новую порцию претензий – и что такого делала Луиза, что король Польши (пусть пока и не коронованный) не сводил с неё глаз
Девушке нечего было ответить. Тогда она не знала историю любви Генриха Валуа и жены принца Конде. Но Луиза мысленно признавалась себе, что ей невероятно понравился этот красивый молодой принц, без пяти минут государь. Теперь у неё появился маленький луч надежды. Всякий раз, когда Катрин гневалась, девушка вспоминала о том коротком визите, и ей становилось немного теплее.
Перемены были очень близко. Год спустя скончался король Франции, и теперь Генрих Валуа стал законным наследником престола. Он бросил Польшу и мчался в Париж, чтобы получить свою корону. И строил планы: теперь он сможет освободить Марию! Генрих вернулся во Францию… слишком поздно. Марии к тому времени скончалась.
Потрясение молодого короля было столь велико, что всерьёз забеспокоились о его рассудке. Но когда Генрих пришёл в себя, он принял решение. Если рядом с ним не может оказаться сама Мария, пусть будет её тень. Её образ. Он знал, где есть такая девушка – среди дочерей Лотарингского семейства. За Луизой немедленно послали.
Мать короля, Екатерина Медичи, попыталась было возразить: слишком неказистая невеста для нового государя. Но Генрих был непреклонен. Если Луиза согласится выйти за него замуж, дело будет решённым. А нет – так он не женится никогда. Екатерина Медичи не привыкла получать такой решительный отпор, но в этом случае предпочла согласиться с выбором сына. Лучше так, чем наблюдать, как он запирается в покоях и сутками их не покидает. Поэтому 13 февраля 1575 года Генриха короновали, а два дня спустя обвенчали с Луизой де Водемон.
Такой простой и непритязательной королевы во Франции не знали давно. Муж осыпал Луизу дарами, а она всякий раз подчеркивала, что может довольствоваться и чем-то поскромнее. Она много времени проводила в храмах, постоянно занималась благотворительностью и была бесконечно терпелива к мужу и к свекрови. Даже сердце Екатерины Медичи оттаяло: ведь невестка не пыталась заниматься политикой.
Генрих не был образцовым мужем, но всегда относился к Луизе с невероятным почтением и вниманием. Увы, после многочисленных попыток, королева так и не смогла подарить Франции наследника. Лекари насчитали не менее четырёх раз, когда Луиза была в положении, но это ни к чему не привело. Королева терпеливо совершала одно паломничество за другим, вместе с государем ездила на термальные источники и… ничего.
На всех церемониях Луизу видели рядом с Генрихом, хотя со временем они стали в большей степени друзьями, чем супругами. И хотя её собственная семья враждовала с королем, Луиза всегда была на стороне мужа.
Эту преданность оценила и Екатерина Медичи – невестке она впоследствии оставит свой любимый замок Шенонсо.
В 1589 году Генрих III пал жертвой убийцы. Надев белую вуаль, как делали королевы прошлого, Луиза де Водемон переехала в Шенонсо. Там она прожила одиннадцать лет, вспоминая о событиях своей жизни. И всегда с теплотой и признательностью – о муже. Луиза де Водемон любила его, хотя и поняла, по какой причине ей выпал королевский жребий. У неё всего лишь было «то самое лицо». Одно лицо с другой женщиной.

Предыдущая запись За кадром знаменитой фотосессии The Beatles для обложки Abbey Road. 8 августа 1969 год.
Следующая запись Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов в мире. Ч.-2 (21+)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *