ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА ЦАРСКОГО ДВОРА

ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА ЦАРСКОГО ДВОРА При царском дворе, в послепетровское уже время, были не только придворные мужские должности, но и придворные женские. У императриц и великих княгинь была своя

При царском дворе, в послепетровское уже время, были не только придворные мужские должности, но и придворные женские. У императриц и великих княгинь была своя свита, и состояла она из фрейлин. Фрейлина – это младшее придворное звание. Еще были камер-фрейлины и статс-дамы. Фрейлины великих княгинь по положению были ниже императорских.
Звание фрейлины давалась молодым незамужним девушкам из дворянских семей. Число их при дворах высочайших особ разнилось, пока Николай Первый не установил количество фрейлин в 36 человек.
Надо сказать, что звание фрейлины и должность фрейлины это не одно и тоже. Звание давалось без ограничений и не предъявляло к своей носительнице никаких особых требований, кроме того, чтобы периодически появляться на дворцовых приемах и балах. Жалованье не начислялось.
Должность фрейлины совсем не такое радостное времяпрепровождение, а тяжелый труд. Фрейлины в должности назывались свитными. Они должны были жить при дворе, и круглосуточно, сменяя друг друга на дежурстве, находиться при царственной особе, выполняя любую просьбу. Сопровождали госпожу на прогулки и в гости (наносили визиты – так это называлось), читали и занимались вместе с ней рукоделием, сообщали последние новости двора, как сплетни, так и полезные сведения, вроде того, кого когда надо поздравить с днем рождения. Они писали письма под диктовку госпожи, развлекали беседой гостей, и многое, многое другое. И при этом должны были всегда, всегда иметь хорошее настроение. Ответ «не знаю» на любой вопрос госпожи был просто недопустим.
График работы был весьма условным. Вроде бы фрейлины должны были дежурить по очереди, но на деле они могли быть вызваны в любой момент, и всегда должны были быть в состоянии «боевой готовности».
Фрейлины имели хорошее образование, знали языки, музыку, рисовали и пели, разбирались в искусстве и политике. И, конечно же, назубок знали этикет – на сколько шагов можно приблизиться к императрице, когда уместен полупоклон, а когда глубокий реверанс, как держать руки, что сказать и т. д. Наличие хорошего образования давало шанс пробиться во фрейлины и девочкам из бедных семейств, если они, например, с отличием заканчивали Смольный институт благородных девиц.
Фрейлины получали неплохое жалованье, только бОльшую его часть они тратили на наряды и драгоценности, ведь им нужно было выглядеть соответствующе рядом с правительницей или ее дочерьми, к тому же к каждому массовому мероприятию нужно были новые наряды и драгоценности. Хочется отметить, что из всех монарших дворов Европы российские фрейлины имели самый роскошный вид.
Однако на питание и проживание фрейлины не тратились — жилье получали, питались с царской кухни. В случае болезни лечение оплачивалось из царской казны, фрейлина получала должный уход, и времени давалось столько, сколько нужно, чтобы вылечиться.
Жилье разнилось в зависимости от того, из какой семьи была девушка – от скромной комнатки на двоих до целой квартиры с личной служанкой и кучером.
При поступлении на должность фрейлины получали вензель той особы, на службу к которой поступали. Вензель был усыпан драгоценными камнями и крепился на платье голубой лентой. Платья тоже были определенного цвета – так отличали фрейлин разных дворов и разного ранга. Как мундиры у военных. Камер-фрейлины и статс-дамы надевали платье из зеленого бархата, обшитое золотой нитью по низу. Фрейлины императрицы носили наряды пунцового оттенка. Тем, кто прислуживал Великим Княжнам, нужно было носить голубые платья. Конечно же, с приходом новой императрицы цвета и фасоны нарядов менялись, в зависимости от желания Ее Величества.
Кроме придворных функций девушки выполняли и неофициальные. Часто они бывали любовницами императора или великих князей, бывало, что члены царской семьи проталкивали своих любовниц в свиту матери или сестер, чтобы иметь ее всегда рядом, при дворе. Фрейлину могли и подложить под какого-нибудь высокородного гостя.
Тем не менее почти все девушки-аристократки мечтали стать фрейлинами. Это давало шанс удачно выйти замуж. При замужестве девушки получали очень хорошее приданое. Это могли быть постельные принадлежности, мебель, посуда, наряды, драгоценности на весьма приличную сумму от 25 до 40 тыс руб. Это могло быть и именьице.
Но замужество – единственная возможность удалиться со двора, иного пути не было. Некоторые годами, десятилетиями жили при дворе до глубокой старости. Такие опытные фрейлины становились камер-фрейлинами или даже статс-дамами, их было от 2 до 5, не более, или воспитательницами царских детей. Но монархини тоже были женщинами, понимали, что всем нужна семья, дети, и старались пристроить всех своих фрейлин. Иных выдавали замуж, чтобы избавиться от соперницы – если на фрейлину вдруг падал заинтересованный царский взгляд. А могли провинившуюся за что-либо фрейлину отправить в ссылку: иногда в место более-менее людное, а, порой, в самую глушь, на время или на всю оставшуюся жизнь.
Это действительно была жизнь «в золотой клетке» — полное отсутствие личной свободы, личной жизни, личных планов, только однообразная смена шумных балов и тишины дворцовых комнат…

Предыдущая запись Первое электроосвещение в городах появилось в 1879-1880 годах
Следующая запись Кодекс Рохонци — рукопись, обнаруженная в 1800-х годах в Румынии.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *