ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском кинофестивале. Долгие годы любимого режиссера Гитлера упрекали в пропаганде идей национал-социализма. Впрочем, до сих пор некоторые кинокритики считают фильм об Олимпийских играх в Берлине одной из лучших кинолент всех времён и народов.
Чтобы передать дух древних состязаний и преемственность игр Эллады, 17 июля 1936 года режиссёр со съемочной группой отправилась в Грецию. На берегах Средиземного моря Лени искала типажи: смуглых атлетичных греков, которые «для кадра» должны были пробежать эстафету с факелом (олимпийским огнём). После безуспешных поисков среди нескольких бегунов нашелся главный претендент для съемок в кино.
18-летний юноша был смугл, темноволос и атлетично сложен, а главное – фотогеничный. Лени решила предоставить ему роль. Не зная греческого режиссер попыталась общаться с ним с помощью знаков, но вскоре выяснилось, что юный «грек» владеет французским. В дальнейшем оказалось, что юноша вовсе и не грек, а сын русских эмигрантов, бежавших из советской России, и зовут его Анатоль.
Парень был застенчив и скромен. Денег в семье катастрофически не хватало. Сняв с ним необходимые эпизоды на пленку, режиссер договорилась с посольством Германии и помогла Анатолию переехать в Берлин.
В собственных мемуарах Лени Рифеншталь пишет:
«Впоследствии по просьбе его родителей мы помогли юноше приехать в Германию, где он намеревался учиться на киностудии «Тобис» актерскому мастерству. К сожалению, у него был вибрирующий голос, и из его планов ничего не вышло. Тем не менее он не хотел больше уезжать из Германии. За очень короткое время в совершенстве овладев немецким, он стал работать чертежником на заводе и, когда началась война, пошел записываться добровольцем в военную авиацию. Он был безутешен, когда ему как иностранцу отказали. Однако напористое желание Анатоля исполнилось на военно-морском флоте. Он стал подводником на опасной лодке-малютке».
В мемуарах Лени Рифеншталь не упоминается о дальнейшей судьбе Анатолия. Нет никаких фотографий актера и не указывается фамилия.
Но не так давно приоткрылась завеса над тайной личности Анатолия.
Немецкий публицист Фолькер Клюге в статье под названием «Анатолий – факелоносец. Правда о прологе к Олимпии Рифеншталь» (в оригинале «Anatol, the Torchbearer. The truth about the prologue to Riefenstahl’s OLYMPIA») так описывает события, связанные с установлением личности актера:
«В феврале 2018 года, через пятнадцать лет после смерти любимой женщины-режиссера Гитлера Лени Рифеншталь, Фонд прусского культурного наследия забрал из поместья около 700 коробок с материалами. Художественное наследие Рифеншталь не только было спасено, но и отправилось на хранение в государственное учреждение».
Пересматривая личный архив Лени Рифеншталь, в коробке под номером 309 исследователи обнаружили материалы, связанные с кинопробами актера по имени Анатоль.
Эпизод с бегунами и олимпийским огнем действительно задумывался как элемент пропаганды. Лени Рифеншталь хотела внушить кинозрителям мысль о преемственности поколений. Аллегория эстафеты — это символическая связь: спортсмены из античных времен будто бы вручают факел с олимпийским огнем в руки преемникам — представителям «высшей расы» Третьего Рейха.
Натурные съемки с зажжением олимпийского огня и эстафетой проходили в греческом городе Пи́ргос. Как оказалось, главным бегуном, действительно, был эмигрант из России по имени Анатолий Добрянский. В своей публикации Фолькер Клюге утверждает, что актер родился в Одессе 15 февраля 1918 года. Его отец принимал активное участие в Белом движении и воевал под командованием Деникина. В начале 1920-х годов семья бежала на Крит, а позднее Добрянские переехали в город Пиргос.
Поскольку киноиндустрия в нацистской Германии напрямую зависела от мнения Йозефа Геббельса, Анатолия Добрянского включили в официальный штат актеров и выдали удостоверение члена Имперской палаты кинематографии (Reichsfilmkammer). Без этого удостоверения и личного одобрения министра пропаганды снимать Анатолия никто бы не решился.
В 1938 году, пока Лени в ходе мирового турне колесила по странам Европы демонстрируя фильм об Олимпийских играх, Анатолий женился. Его избранницей стала симпатичная берлинка. Фолькер Клюге пишет, что после свадьбы интерес Лени Рифеншталь к Анатолию Добрянскому пропал окончательно. Хотя в личных мемуарах Лени нет даже намека на существование неформальных отношений между актером и режиссером.
Через три года, в 1941-м, Анатолий, наконец, добился зачисления в действующую армию. Знания нескольких иностранных языков сыграли свою роль. В военно-морском флоте Добрянский числился специалистом «по прослушиванию разговоров».
В 1944 году Анатолия перевели на разведывательную подводную лодку, в малые боевые подразделения (Kleinkampfverbände der Kriegsmarine). К тому времени некогда мощный подводный военно-морской флот Третьего Рейха был практически уничтожен. Германия готовилась к оборонительной войне, и гросс-адмирал Карл Дениц продвигал новую военную концепцию с использованием малых подводных лодок.
О жизни Анатолия Добрянского после войны информации почти нет. Известно только, что бывший актер поселился в Баварии, работал торговым представителем фирмы, производящей женские чулки и умер 24 июля 1982 года.

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

ФИЛЬМ «ОЛИМПИЯ»: ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ В конце июля 1936 года Лени Рифеншталь начала съемки знаменитого фильма «Олимпия», а в 1938-ом кинолента получила главный приз на Венецианском

.

Предыдущая запись Таинственный объект на необитаемом острове в Тихом океане.
Следующая запись Старые приключения «Неуловимых»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *