Хотя по итогам Первой мировой войны Германия проиграла, и ей было запрещено иметь крупный военно-морской флот, для Франции она всё равно оставалась основным потенциальным противником. В середине 1920-х годов французский Морской генеральный штаб разработал стратегическую доктрину минной войны против немецких баз, предусматривающих в случае военных действий постановку нескольких мощных минных заграждений, задачей которых являлось блокирование немецкого флота на своих базах.
Выставление таких заграждений требовало специальных минных заградителей, имеющих высокую скорость и способных принимать на борт две-три сотни мин. 15 ноября 1931 года на вооружение приняли специализированный крейсер-минзаг «Плутон», а также постановили, что все вступающие в строй эсминцы, авизо и крейсера должны иметь возможность брать на борт морские мины.
В 1928 году перед Морским штабом встала еще одна проблема — защита своих протяжённых коммуникаций, в частности в Африке и Индокитае. Поэтому было принято решение разработать проект лёгкого крейсера, укладывавшегося в жёсткие требования Вашингтонского морского договора 1922 года.
К новому крейсеру были выдвинуты достаточно серьёзные требования: вооружение из орудий калибром 152 мм, высокая скорость и водоизмещение 6000 тонн. Исходя из них, сразу становилось ясно, что корабль будет иметь минимальное бронирование, поэтому использовать его для стандартных крейсерских задач будет нецелесообразно. Поэтому в Морском штабе решили вернуться к идее крейсера-минзага, способного быстро выдвинуться в предполагаемый район и выставить там минное заграждения, а также способного эффективно действовать на коммуникациях.
Разработка проекта началась в 1929 году, и уже в середине 1930 года он был утвержден и включен в программу строительства флота на 1931 год. Закладка киля состоялась в августе 1931 года — будущий крейсер-минзаг получил имя «Эмиль Бертэн».
Чтобы добиться максимальной скорости, корпус крейсера получил очень стремительные и зауженные очертания с соотношением длины к ширине 10.5:1. При длине 177 м ширина корпуса не превышала 15.84 м в самой широкой части. Стандартное водоизмещение составляло 5900 тонн.
В носовой части имелся изогнутый форштевень без бульба, а корма выполнялась по схеме «утиный хвост» — она позволяла снизить проседание кормы на высокой скорости и избежать ее затопления водой. Тем не менее прочность корпуса все равно оказалась недостаточной, и на максимальной скорости ощущалась сильная вибрация.
Корпус имел продольный силовой набор, выполненный из корабельной стали. Чтобы максимально облегчить конструкцию, клепка использовалась только для элементов силового набора — все остальные элементы соединялись при помощи сварки. Внутренние перегородки и элементы надстроек выполнялись из алюминиевого сплава. Второе дно проходило по всей длине корпуса.
Крейсер получил четырехвальную ГЭУ суммарной мощностью 102000 л.с, состоявшую из 4 ТЗА Парсонс и шести котлов «Пено». Элементы силовой установки размещались по эшелонной схеме в пяти отсеках, чтобы повысить живучесть корабля в случае выхода одного из отсеков из строя.
ГЭУ позволяла крейсеру развивать максимальную скорость в 36 узлов, но при форсировании машин до 138000 л.с. «Эмиль Бертэн» мог выдать 40 узлов. При полном запасе топлива в 1360 тонн нефти запас хода 15-узловым экономическим ходом составлял 6000 миль.
Максимальное облегчение массы крейсера обусловило практически полное отсутствие брони. Фактически бронирование «Эмиля Бертэна» было на уровне эсминцев — бронёй толщиной 20 мм защищалась только боевая рубка, а также боевые погреба имели двойные противоосколочные экраны из 15-мм небронированной стали высокого сопротивления. Башни главного калибра не несли брони.
Крейсер получил вооружение из девяти новых 152-мм орудий Modèle 1930 со стволом длиной 55 калибров. Орудия устанавливались в трёхорудийных небронированных башнях по линейно-возвышенной схеме: две в носовой части и одна в корме. Сектор обстрела башен составлял 270°, а суммарный боекомплект достигал 1315 выстрелов.
Каждое орудие имело дальность стрельбы 27 км бронебойными снарядами массой 57.1 кг при максимальном угле возвышения +45°. Практическая скорострельность достигала 5 выстр./мин. на ствол.
Теоретически масса залпа крейсера составляла 685.2 кг, но в реальности вести огонь из всех орудий он не мог — сказывалась недостаточная конструкционная прочность корпуса. Поэтому мощное для своего водоизмещения вооружение являлось таковым только на бумаге — одновременный огонь могли вести всего две башни.
В кормовой части размещались одна спаренная установка Modèle 1930 и две одиночные установки Modèle 1926 универсальных 90-мм орудий Modèle 1926. Максимальный угол возвышения составлял +80°, что позволяло вести стрельбу по высоколетящим целям на высоте до 10.6 км, а по морским целям на дистанции 15.6 км. Практическая скорострельность составляла 15 выстр./мин. на ствол.
В районе носовой надстройки с каждого борта устанавливали еще по 2 одиночных зенитных 37-мм автомата Modèle 1925 и по две спаренных установки 13.2-мм зенитных пулеметов «Гочкисс».
Между трубами на верхней палубе с каждого борта находился 550-мм трехтрубный торпедный аппарат Modèle 1928Т с торпедами Modèle 1923D. Запас составлял 6 торпед в ТА.
Так как «Эмиль Бертэн» изначально проектировался, как минный заградитель, конструкция предусматривала возможность приема на борт морских мин Breguet В4. Мины устанавливались на съемные минные рельсы, которые в обычное время хранились в разобранном положении. В стандартную загрузку входили 84 мины, но в перегруз (при условии неиспользования кормовой башни ГК) крейсер мог принять до 200 мин.
В кормовой части также находились два бомбосбрасывателя, каждый из которых нес по 3 глубинные бомбы типа Giro массой 52 кг. Суммарный боезапас составлял 6 бомб на бомбосбрасывателях и еще 15 бомб хранились на специальных стеллажах.
Между кормовой надстройкой и катапультой располагался ангар, где в разобранном состоянии хранился самолет-разведчик. Еще один самолет, но уже в подготовленном состоянии, располагался на пневматической поворотной катапульте. Небольшие размеры ангара и жесткие ограничения по тоннажу позволяли использовать на «Эмиле Бертэне» только легкие гидросамолеты-разведчики Gourdou-Lesseure GL-832.
В мае 1933 года «Эмиль Бертэн» был спущен на воду, а в мае 1935 был включен в состав флота в мае 1935 года и переведен в Гавр, где его включили в состав 2-ой легкой эскадры Атлантического флота в качестве флагманского корабля. До мая 1937 года активно участвовал в заграничных и учебных походах, а во время войны в Испании участвовал в так называемом «патруле нейтралитета» у побережья Испании.
В июле 1938 года крейсер был переведен в Тулон, в состав средиземноморской эскадры флота, а в июле 1939 года — в Бизерту, где он вошёл в состав Лёгких ударных сил (4-я эскадра) вместе с тремя дивизионами лидеров эсминцев и эскадрой легких крейсеров типа «Ла Галиссоньер».
После начала Второй мировой войны крейсер выполнил секретный рейс в Бейрут, вывезя оттуда золото Банка Польши. С января 1940 года его перевели сначала в Дакар, а с февраля в Брест для действий в Атлантике против Кригсмарине.
Во время Норвежской кампании было сформировано соединение Z из эсминцев и лидеров эсминцев, задачей которого являлось прикрытие транспортов с французским экспедиционным корпусом и поддержка огнем десанта. На «Эмиле Бертэне» держал флаг командующий соединением адмирал Дарьен. Во время перехода в Насмус крейсер подвергся атаке немецкого бомбардировщика: бомба весом 500 кг пробила палубу в районе борта около кормовой надстройки. По какой-то причине взрыватель не сработал, но своей массой бомба пробила две палубы и сам корпус. Пробоину заделали, но крейсер был вынужден возвратиться в Брест для ремонта.
С началом вторжения нацистов во Францию крейсер снова выполняет роль «золотого поезда». Вместе с крейсером «Жанна д’Арк» он вывез сначала 2140, а затем 3986 слитков золота из Банка Франции в Канаду. Во время второго рейса, когда пришло известие о подписании мирного соглашения между правительством Виши и Третьим Рейхом, крейсер зашел в Галифакс вместе с 254 тоннами золота на борту. Чтобы не допустить ухода корабля, британцы направили туда тяжелый крейсер «Дорсетшир», но капитан Баттэ успел вывести крейсер под покровом ночи и привести его на Мартинику. Там «Эмиль Бертэн» находился до мая 1942 года, после чего его разоружили в соответствии с соглашением между правительствами США и Франции.
Когда генерал-губернатор Мартиники признал «Свободную Францию» и присоединился к де Голлю, крейсер снова вернули в строй и отправили в Филадельфию, где он должен был получить вооружение, а также пройти ремонт и модернизацию. В доке «Эмиль Бертэн» простоял с августа по сентябрь 1943 года, после чего был переведен в Дакар для действий на Средиземном море.
После окончания Второй Мировой войны «Эмиль Бертен» перевели в Сайгон, где он принимал участие в войне в Индокитае до июля 1946 года. Через год крейсер переквалифицировали в учебно-тренировочный корабль с припиской к военно-морскому училищу в Тулоне. В этой роли он находился до августа 1951 года, после чего его вывели из состава действующего флота, и он использовался как неподвижный учебный центр до 1953 года.
Произведенная в 1953 году инспекция определила корабль, как не подлежащий ремонту и эксплуатации. Его перевели в бассейн Робер, где он простоял на приколе до октября 1959 года, после чего бывший крейсер окончательно списали и в 1961 году отправили на металл.
…Изначально крейсер создавался как недорогой и быстроходный крейсер для постановки минных заграждений. Но за все время своей службы он ни разу не привлекался к минным постановкам — как показала практика, для этой цели прекрасно подходили более универсальные эсминцы или небольшие минные заградители, способные брать на борт до 100-150 мин.
При этом, имея достаточно мощное вооружение, в скорости он ненамного превосходил немецкие и итальянские легкие крейсера, вот только встреча даже с одним из них окончилась бы для «Эмиля Бертэна» плачевно ввиду полного отсутствия бронирования. Поэтому неудивительно, что строительство этого типа крейсеров ограничилось только одним кораблем, а в дальнейшем флот предпочёл получить шесть лёгких крейсеров типа «Ла Галиссоньер», а задачу минных постановок переложить на минные заградители «Кастор» и «Поллукс», а также подводные лодки и миноносцы.