Сегодня маëвка прочно связывается у нас с тëплыми деньками, выездом за город, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Но, как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маëвка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана и с дореволюционной Россией, и с нелегальными сборищами рабочих, и с… древней богиней.
Месяц май был назван в честь богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Поэтому считалось, что чем лучше отпразднуешь первый день нового месяца, тем лучший урожай уготовит богиня. Кстати, такие празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение.
Теперь что касается маëвок. Они появились у нас задолго до революции 1917-го. С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми тëплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табаком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше.
Моду на такие гулянья ввëл, конечно, царь Петр I, заимствовавший эту традицию у европейцев, продолжавших 1 мая отмечать весенний праздник плодородия, восходящий к дохристианским традициям, и День канонизации святой Вальпургии.
Однако, у нас пикникам и маëвкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днëм почитания святых Бориса и Глеба, но праздник всë равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. А вот крестьяне отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».
Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днëм. И даже там, где он отмечался, его называли «полуднëм»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город.
Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маëвок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Развлекался русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать.
Из столичных городов маëвка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных сëлах. Маëвка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало еë по-разному. Для дворян маëвка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Как ни странно, больше всего маëвки любили представители крестьянства и рабочих. Этот слой населения никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в их нелёгкой трудовой жизни.
Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маëвки оказались под частичным запретом. Впрочем, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы уже не поощрялись. С середины XIX века с революционными движениями начали поднимать головы незаконные маëвки, где собирались будущие революционеры-профессионалы. Проводились они в глухих лесах и приглашали туда только проверенных лиц. Но фактически эти маëвки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели свои революционные песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. В общем, это был весëлый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов. Посещали его рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Кстати, последних было особенно много.
В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. Сама дата для празднования была определена в честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г., которые требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день.
Однако как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нëм чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздаëтся могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».»
После происшедшего в Москве революционная волна захватила всю Россию. Маëвки проходили в крупных и малых городах, деревнях и сëлах.
Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то всë было мирно и тихо. Конечно, маëвка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.
Надо сказать, что проводить Первомай было не так просто — полиция и жандармерия в те годы тоже не дремали. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полицейские не могли определить: едут эти рабочие отдохнуть культурно или революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона!
В 1905 — 1906 году в демонстрациях участвовало много молодëжи. Политические заключëнные тоже не отставали от празднования Первого мая: они вывешивали на тюремные решëтки красные куски ткани, красную одежду и пели разные песни. Конечно, такое поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключëнные всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из бунтовщиков.
Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Правда, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит радужное будущее.
К 1917 году маëвка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать еë нерабочим днем. А после Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днëм календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ.
В СССР праздник отмечали всем народом, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. Праздник традиционно носил сугубо политический оттенок — на первомайские демонстрации граждане приходили с портретами именитых политиков и передовиков производства, воспевали революционеров.
Также 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечалось семьëй или друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маёвке.
Кстати, пикники в Советском Союзе изначально называли маëвками, так как обычно проходили они на первомайские праздники. Выезд на природу с палаткой (или без) называли просто вылазкой А французское слово «пикник» в Советском Союзе практически не использовалось. Хотя, если вспомнить вторую часть знаменитого фильма «Москва слезам не верит», то там Гоша (он же Гога) говорит: «А чтобы получше друг друга узнать, я вас приглашаю в воскресенье за город на пикник!» Выходит, пикники в СССР тоже были и пользовались спросом, как вполне доступный отдых.
На пикник советские граждане обычно выбирались в парки, леса, к реке или озеру и так далее. Те, у кого был автомобиль, могли забраться и куда-то подальше. Никаких запретов про водоохранную зону ещë не придумали, а вот мусор все всегда за собой убирали. Впрочем, тогда не существовало пластиковых бутылок, одноразовой посуды, пакетов и прочего, чем сейчас завалены популярные места для пикников.
Далеко не всегда и везде шашлыки были неизменным атрибутом пикников советских граждан. Ведь достать мясо и уксус тогда было целой проблемой. Хорошую вырезку покупали только на рынках, почти за двойную цену. Так, если магазины предлагали свинину за 2 руб. килограмм, то на рынке еë можно было приобрести за 3 – 3,5 руб.. Значительная переплата, если учитывать, что средний трудовой доход едва ли перешагивал отметку в 70 руб..
Дополнительная сложность состояла ещë в том, что в магазинах мясо выбирать не приходилось. Обычно продавали лишь довольно жëсткую говядину или свинину.
Так что с мясом в СССР дело обстояло печально. Поэтому за счастье на майском праздничном пикнике считалось и кусочек хлеба на прутике пожарить! Или в золе испечь картошку. Ну и немного «Беленькой» или красного вина попить, конечно, в оздоровительных целях и для поднятия настроения.
В общем-то, не в чревоугодии тогда была основная прелесть пикников или маëвок. Она заключалась в другом – красоте окружающей природы, в общении, играх на свежем воздухе… К любому пикнику времëн СССР был очень кстати гитарист или гармонист. Всë-таки попеть мы, русские, очень любим. Особенно хором.
Если кому-то удавалось достать батарейки, то и магнитофон тоже был очень к месту. Тогда ещë и потанцевать можно было.
В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса ещë в марте. То есть по сути праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи даже считают, что в СССР маëвка носила этакий полуязыческий подтекст.
Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник официально переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени. Но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.
А вот слова маëвка сейчас уже практически вышло из употребления. Хотя многие люди как раз в мае и открывают сезон пикников. Ну или вылазок, если по нашему =).
Источники: