КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для обеспечения преимущества в бою должны находиться выше противника. В ходе Битвы за Британию англичане определяли высоту полёта немецких самолётов с высокой точностью. Как
Основой английской системы раннего предупреждения о налётах были радарные станции, расположенные вдоль побережья острова. Однако эти ранние радары имели два серьёзных недостатка: во-первых, они указывали только пеленг и дистанцию до цели, а во-вторых, поле наблюдения было сориентировано только в одну сторону, и как только немецкие самолёты пересекали цепь радарных станций, они сразу же становились «невидимыми».
Непосредственно над территорией острова наблюдение осуществляли посты Корпуса наблюдателей: в сферу их ответственности входили визуальное обнаружение, идентификация, отслеживание и доклад о немецких самолётах над Великобританией.
Практически все сотрудники были гражданскими добровольцами, которые обучались и управлялись небольшим штатом профессиональных офицеров.
Работа системы оповещения требовала слаженных усилий ВВС, британской полиции и почты. В январе 1926 года через службу полиции был произведён набор волонтёров-наблюдателей, которые получали статус «специальных констеблей». Каждый наблюдательный пункт укомплектовали сержантом и шестью специальными констеблями. Новобранцы были добровольцами, которые несли службу в свободное время и не получали ни зарплаты, ни формы, ни пособий.
Отдельные добровольцы приобрели за свой счёт единственные знаки отличия — нагрудные значки. В годы войны имелись две категории сотрудников службы, отличавшихся по времени привлечения к работе: класс «А» проводил на посту 56 часов в неделю, класс «В» — до 24 часов в неделю. Почтовая служба, контролировавшая в то время все телекоммуникационные системы, обеспечивала посты телефонной связью, а ВВС — та самая «система Даудинга» — отвечала за обработку поступающей информации.
Сеть наблюдения состояла из отдельных постов, размещённых в удобном для наблюдения за небом месте, обеспеченном линией телефонной связи или имеющем радиостанцию. Как правило, это были холмы, площадки, крыши домов, башни и т.д. Один из самых знаменитых постов — № 17 (Уотфорд) Easy-4 Windsor Post — был размещён на башне Виндзорского замка, королевской резиденции.
Каждый пост обслуживали два человека: один вёл наблюдение и поддерживал связь, второй управлялся с «пост-инструментом» (Post Instrument) — устройством, позволявшим вычислить координаты самолёта. После начала боевых действий посты устраивали в виде небольших противоосколочных укрытий из подручных материалов или мешков с песком — возводили эти сооружения сотрудники службы, без каких-либо стандартов. Каждый пост оснащали биноклем, телефоном и «пост-инструментом».
Для наблюдения за самолётом наблюдатели использовали простое, но эффективное механическое устройство слежения. Если приблизительная высота воздушного судна известна, становится возможным — используя горизонтальную опору и вертикальный угол, взятые из известной точки (координаты поста), — рассчитать приблизительное положение этого воздушного судна. Механический Post Instrument состоял из прицельной системы над сеткой карты. После ручной установки прибора на предполагаемую высоту полёта наблюдатель выравнивал прицельную планку с самолётом. Эта полоса была механически связана с вертикальным указателем, который указывал приблизительное положение самолёта на сетке карты.
Наблюдатели сообщали по телефону координаты карты, высоту, время наблюдения, код и номер воздушного судна для каждого измерения.
Точность определения координат самолёта, таким образом, прямо зависела от точности определения высоты полёта, что, разумеется, было довольно сложной задачей при использовании обычного бинокля. Эту проблему решили в 1940 году:в конструкцию добавили прибор корректора высоты Миклетвейта, названный в честь его изобретателя — банковского клерка, служившего в рядах корпуса.
Корректор высоты состоял из параллельного механизма — горизонтального ползунка, а процесс требовал совместной работы двух постов наблюдения.
В самом простом случае, если самолёт проходил прямо над головой одного из постов, второй продолжал наблюдение в обычном режиме. Когда первый пост сообщал: «Цель над нами», горизонтальный ползунок корректора устанавливался на точные координаты первого поста на карте и получал необходимую поправку.
В случае, если самолёт проходил в стороне, коррекция высоты осуществлялась последовательным измерением двух постов. По команде первого из них на приборах выставлялась одинаковая высота, затем первый пост отмечал точку на карте путём обычного измерения, а второй вносил коррективы высоты, привязываясь к этой точке.
В 1940 году точность определения высоты наблюдателями была значительно выше, чем у радарных постов.
Разумеется, только тогда, когда наблюдателям не мешали облачность или тёмное время суток.
От 30 до 40 постов наблюдения, расположенных в 10-20 километрах друг от друга, объединялись центром управления. В 1945 году, когда служба воздушного наблюдения охватила всю Великобританию, было развёрнуто 40 центров, которые контролировали более 1500 постов. Центры управления собирали информацию от кластера постов, сводили её воедино и привязывали к секторным часам. Ряд наблюдений давал траекторию полёта самолёта, которую отправляли в фильтрационный центр «системы Даудинга».
На первом этапе войны сотрудники службы наблюдения не имели единой установленной формы, они получали защитные шлемы и отличительные нарукавные повязки с сине-белыми полосами. Постепенно, в ходе войны, сотрудникам службы выдавали уже специальную униформу синего цвета.
Довольно любопытно, что устройство Корпуса наблюдения предоставило дополнительную и очень полезную функцию правительству Великобритании военного времени, обеспечив правдоподобную историю прикрытия для ряда тайных операций. По всей Великобритании было создано до двадцати секретных подразделений радиоэлектронной борьбы и радиоразведки, а связанные с ними учёные, техники и инженеры были одеты в униформу Королевского корпуса наблюдателей, чтобы не вызывать подозрений при входе и выходе из объектов Королевских ВВС, армии, флота и других военных учреждений.
Роль Корпуса наблюдателей в Битве за Британию была отмечена командующим Истребительным командованием Хью Даудингом:
«Важно отметить, что в это время они (Корпус наблюдателей) составляли все средства отслеживания рейдов противника после того, как немцы пересекали береговую линию. Работа постов наблюдения была неоценима. Без неё система управления ВВС не могла бы эксплуатироваться, и перехваты самолётов противника над территорией были бы крайне редкими».
В 1941 году Корпусу наблюдателей — в знак заслуг перед страной — присвоили почётное наименование «Королевский».

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

 

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

КАК УЗНАВАЛИ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТОВ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ Одним из важнейших параметров воздушной цели с точки зрения служб ПВО является высота её полёта. Перехватывающие истребители для

.

 

Предыдущая запись Г̳е̳р̳о̳и̳ ̳К̳р̳ы̳м̳а̳
Следующая запись «Седьмое небо» — название комплекса вращающихся ресторанов, расположенного на Останкинской телебашне в Москве

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *