Прошлое Южной Америки часто связывают с империей инков.
Однако, помимо инков, на побережье Тихого океана существовали и другие древние цивилизации. Чан-Чан в Перу – город, созданный другим народом. Для своего времени он был огромен, архитектурно уникален и обладал прекрасной инфраструктурой.
Расположен он, а точнее то, что осталось от него, на тихоокеанском побережье Перу, в низовьях реки Моча, недалеко от крупного города Трухильо…
Когда возник этот город, достоверно неизвестно, предположительно где-то с X по XII век н.э.. Чан-Чан являлся столицей государства Чимор, созданного народом чиму.
В период своего расцвета древний мегаполис, очевидно, был крупнейшим на континенте, и одним из крупнейших в мире. Он занимал площадь примерно в 28 км², в нем жили более 60 тыс. человек. Для сравнения, в Лондоне и Париже в начале XI века проживали по 20-25 тыс. человек, в Венеции – 45 тыс.
Чиму были прекрасными архитекторами.
Город построен был исключительно из самана — смеси глины и соломы. Такой материал был выбран неслучайно, ведь в то время город располагался в одной из самых засушливых прибрежных пустынь, где за весь год выпадало всего около 20 миллиметров осадков. А в таком жарком климате, как известно, дома из самана могут прекрасно стоять сотни лет. Вот почему удивительные строения древнего города так хорошо сохранились до наших дней.
Внешне строения выглядят настолько необычно, что напоминают декорации к фильму о внеземной цивилизации.
Стены построек имеют очень большую толщину, причем они представляют собой сотовую конструкцию, через которую проникал воздух. Видимо, это позволяло сохранять приемлемый микроклимат в домах и в жару и в холод. Помимо того, многие стены обильно украшены искусными барельефами.
Поскольку население города питалось не в последнюю очередь дарами моря, в большинстве своем узоры изображают рыб, черепах, ракообразных и птиц, но встречаются и мифические животные.
Можно выделить два типа рельефных изображений – один тяготеет к реализму, другой – к графической стилизации. Изначально узоры были раскрашены, причем применялись три красителя – белый, черный и желтый.
Чиму были не только прекрасными архитекторами, но и замечательными инженерами. В столице Чимора они создали замечательную систему водоснабжения и канализации, а также сложную систему орошения окружавших город полей.
Кроме того они были отличными ювелирами и гончарами – украшения и керамика, найденные здесь поражают своей сложностью, оригинальностью и утонченностью.
…В конце XV века быстро расширяющаяся империя инков добралась и до Чимора. Взять столицу силой воины инков, которыми командовал Тупак Инка Юпанки, не смогли. Тогда они соорудили дамбу на реке Моча, снабжавшую город водой, и в конечном итоге, его защитники, умиравшие от жажды, сдались на милость победителей. Став составной частью империи, город потерял свой статус.
Но инки его не разрушили. Их государство было многонациональным и поликультурным. Например, они заставляли покоренные народы чтить бога солнца – Инти, но не запрещали молиться собственным богам.
А вот испанские конкистадоры подчистую разграбили Чан-Чан, а затем и разрушили его. В 1533 году Франсиско Писарро захватил столицу инков Куско. С коренным населением, будь то инки или чиму, испанцы не церемонились. А разрушению бывшей столицы Чимора способствовал еще и слух, будто в толстенных стенах зданий города замуровано золото…
Сегодня археологический комплекс Чан-Чан занимает около 20 км². При этом центральная часть города имеет правильную прямоугольную планировку. Это тем более удивительно, что в Европе в те времена ни о чем подобном и не помышляли.
В городе выделяются девять больших участков (до 10 га) прямоугольной формы, каждый из которых представляет собой обширный комплекс построек, окруженных стеной. Их называют «дома» — «Дом Моря», «Дом Птиц», «Новый Дом» и т.д.
В каждом комплексе были собственные храмы, мастерские, один или два дворца, большие кухни, хранилища, колодцы и жилые дома. Здесь жили тысячи людей. Даже места захоронения у каждого «Дома» были свои. Кроме того, археологи выделили постройки, которые видимо, играли роль административных помещений.
Интересно, что каждый такой комплекс имел только один вход — с севера. Такая структура дала возможность предположить, что Чан-Чан представлял собой конгломерат автономных районов, у каждого из которых был собственный правитель.
Лучше всего сохранился «Центральный Дом» или «Дом Чуди», названный так в честь швейцарского археолога Иоганна Якоба фон Чуди. В нем находился бассейн, возможно, имевший ритуальный характер и огромный зал с 24 нишами вдоль стен.
В двух километрах от археологического комплекса находится Музей Чан-Чан и культуры чиму. Тут можно увидеть уникальные изделия из золота и керамики, и по достоинству оценить мастерство древних мастеров.
Кроме того, в окрестностях Трухильо, помимо Чан-Чана, находятся две пирамиды (храмы солнца и луны). Но они очень плохо сохранились.
Да и принадлежность их к Чимору вызывает сомнения – скорее всего, их создали предшественники чиму.
В 2018 году археологи обнаружили в одном из комплексов 33-х метровый коридор. В нишах вдоль его стен были найдены 19 отлично сохранившихся деревянных фигур высотой 70 см. На них были одеты маски из глины и дробленых ракушек, некоторые держат в руках палицы. Ученые предполагают, что фигурки изображают стражей.
В 1986 году руины Чан-Чан были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но вместе с тем они входят и в «красный список» этой организации, поскольку им грозит полное уничтожение. Основная угроза – дожди и ветра. В те времена, когда столица Чимора строилась, и многие столетия спустя, осадки в этой местности были редкостью. Но в последние десятилетия климат кардинально изменился. Сейчас проливные дожди и бури на тихоокеанском побережье Перу – явление обыденное. А саман, из которого построен город, не терпит сырости. Одно время остатки сооружений пытались уберечь от влаги, покрывая их специальным составом. В дополнение к этому над руинами воздвигли металлические шатры на легких опорах. Внешнее впечатление это, конечно, портит, но иначе древний город Чан-Чан не спасти.