НА ЧЁМ ГОТОВИЛИ СОВЕТСКИЕ ТУРИСТЫ В ПОХОДАХ

НА ЧЁМ ГОТОВИЛИ СОВЕТСКИЕ ТУРИСТЫ В ПОХОДАХ Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на

Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на костре. А как же они готовили еду в горных походах на высокогорьях, где нет дров или какого-либо топлива для костра Если была возможность, то запасались дровами в зоне леса, упаковывали их под клапаны рюкзаков или в волокуши. В других случаях туристы использовали для готовки примусы — предшественников современных горелок.
В СССР собственные примусы начали выпускаться с 1922 года, до этого в Российскую империю импортировали оригинальные горелки Primus из Швеции. Поскольку в те времена далеко не все жилые дома снабжались газом, граждане широко использовали примусы на кухнях. Со временем на примусы перешли и туристы.
Примусы работали на бензине или керосине. Прибор состоял из самой горелки, ёмкости для горючего, воздушного поршневого насоса и стоек для установки посуды. Топливо заливали в ёмкость, насосом накачивали воздух в примус, прогревали горелку и открывали подачу топлива в неё. После приготовления пищи примус остужали и сбрасывали давление воздуха в ёмкости.
Работа с примусом была далеко не простой задачей. Чтобы разжечь огонь, необходимо было строго соблюдать инструкцию. При неаккуратном обращении с прибором могли произойти неприятности — от засорения трубок и форсунки горелки до взрыва всей системы. Однако, несмотря на массу недостатков, примусы обладали преимуществом: они могли работать даже при очень низких температурах.
На прилавках спортивных магазинов СССР имелось несколько разновидностей примусов: «Туристский», «Огонёк» и самый популярный — «Шмель», выпускавшийся сразу в четырёх модификациях.
О. Г. Лукьянов: «В горных походах мы готовили еду на примусах. У нас были примусы «Шмель» и позже «Огонёк». Устройство у этих примусов очень капризное, обращаться с ними было непросто. Нужно было знать очень много разных вещей о работе, об уходе. Например, когда гасишь примус «Шмель», его надо три раза пшикнуть. Если этого не сделать, то в следующий раз он просто не заведётся и не даст огня. Чистка примусов была тяжёлым и неблагодарным занятием.
А ещё если давление в примусе нагнеталось сверх меры, то контрольный клапан иногда прорывало. Примус взрывался. Это был факел огня в сторону. Бывали даже трагические случаи, но не у нас. Бензиновые устройства не любили женских рук. Да и не каждый парень мог справиться с примусом «Шмель». Это было настоящее шаманство».
Е. Ю. Ионис: «Поскольку я ходил в большие маршруты в основном в горно-таёжной местности, примусы мы старались не брать. Если ты идёшь на 25-27 дней, бензин на всё это время не пронесёшь. Да и упаковать его было достаточно трудно. Обращение с примусом тоже было не таким простым. У меня был тогда примус «Шмель», я и до сих пор лучше него ничего не знаю. Ещё был маленький лёгкий складной примус, его называли «смерть туриста»: у него периодически выбивало клапаны, пламя вылетало в одну сторону, примус отлетал в другую, палатки прожигались.
На маршруте, если мы ночевали выше зоны леса, мы брали с собой дрова. Было так: подходишь к границе зоны леса, каждый цепляет себе по охапке дров под клапан рюкзака, и пошли наверх. Если была возможность, мы спускались из лагеря к зоне леса с пустыми рюкзаками и набирали в них дрова».
А. В. Яковец: «Примусы были не очень удобные. Приходилось подолгу шаманить с насосом, чтобы получить пламя. А примус ещё и взорваться мог, если инструкцию не соблюдать как следует. Поэтому чаще всего готовили на костре, где это возможно. Зимой делали подвесные костры: брали строительную сетку подходящего размера, растягивали её в подвешенном состоянии между деревьями, на некотором удобном расстоянии от земли, и уже на этой сетке разводили костёр. Сетка имела мелкую ячейку, потому угли не сыпались с неё. Удобство такого способа состояло ещё в том, что в пространстве между сеткой и землёй можно было греть ноги».
Отдельной проблемой была транспортировка бензина.
Е. Ю. Ионис: «Транспортировали бензин в металлических упаковках от молока, алюминиевых банках из-под пищевых продуктов. Пластика тогда не было. Ребята на заводах запаивали эти ёмкости и оставляли только отверстие в крышке, к нему припаивали гайку. В ёмкость наливали бензин, а затем вкручивали в гайку болт. Болт служил крышкой. Герметичности такая система не обеспечивала, бензин протекал, вещи воняли».
Для транспортировки был специальный человек в группе, его называли бензовозом. Ему полагалось нести только бензин и только железо, больше ничего — ни спальников, ни личных вещей. Потому что иначе всё пропахнет бензином насквозь. Его личные вещи несли другие люди. Рюкзак бензовоза хранили отдельно от всех вещей за палаткой. В палатку он заходил, тщательно помыв руки и переодевшись.

НА ЧЁМ ГОТОВИЛИ СОВЕТСКИЕ ТУРИСТЫ В ПОХОДАХ Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на

 

НА ЧЁМ ГОТОВИЛИ СОВЕТСКИЕ ТУРИСТЫ В ПОХОДАХ Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на

НА ЧЁМ ГОТОВИЛИ СОВЕТСКИЕ ТУРИСТЫ В ПОХОДАХ Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на

.

 

Предыдущая запись Очень странная церковь
Следующая запись Annie Stegg Gerard — американская художница, которая создаёт иллюстрации, вдохновлённые фольклором, мифологией и природой
Обсуждение: Обсуждение:
  1. Колотов Денис:

    Огонёк, он же Jwel 33

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *