К 1990 году советский военный контингент уже был выведен из Афганистана. Последним днем пребывания советских войск на афганской земле был день 15 февраля 1989 года, когда по мосту Дружбы на родину вернулись части прикрытия 40-й армии. Думается, многие еще помнят слова генерала Бориса Громова – «За моей спиной нет ни одного советского солдата».
Но дружественная связь между Кабулом и Москвой еще существовала. Советский Союз продолжал поставку в Афганистан различных специальных грузов, нередко это делалось посредством авиации. И вот самолеты СССР летали в сопредельное государство, а боевики пытались их обстреливать из ПЗРК. Они продолжали свою борьбу против правительства Наджибуллы и полагали советских летчиков союзниками своего неприятеля.
Описываемая история произошла в 12 июня 1990 году с самолетом Ил-76 МД под командованием Александра Касаткина. Борт вез спецгрузы в Кабул и уже шел на снижение. Советские летчики были осведомлены, что возможен обстрел из ПЗРК «Стингер». Но они также были в курсе, что максимальная высота до которой могут «достать» ракеты Стингера составляет 4000 метров. Так что на высоте 7500 метров экипаж чувствовал себя в безопасности. Ну а когда будет достигнута высота 6000 метров, будут использованы тепловые ловушки, предназначение которых «запутать» ракету.
И тут, когда высота 7500 метров казалась недосягаемой для самонаводящихся ракет, летчики почувствовали удар слева. Воздушное судно потянуло вправо, вышли из строя оба левых мотора. Кабина сразу же оказалась разгерметизирована. Попадание ракеты было слева, поблизости от шахты аварийного покидания самолета. Там в обшивке образовалась дыра 2,5 на 1,5 метра.
Экипаж попал в крайне тяжелое положение – теперь все решало личное мужество людей на борту. Конечно, можно было прекратить борьбу и вверить собственные жизни всевышнему, но советским гражданам подобное в голову не могло прийти, нужно было собственными руками спасать свои жизни.
Отказ обоих левых двигателей, разгерметизация кабины и дыра в обшивке – это были далеко не все беды, свалившиеся на экипаж. Самолет лишился радиосвязи с землей, часть приборов перестала функционировать. Вдобавок оказалась нарушена механизация, вышла из строя гидросистема и шасси не выпускалось. Из хорошего оказалось то, что воздушное судно по-прежнему оставалось управляемым. Он слушался рулей, сохранилась внутренняя связь. Выбора у летчиков просто не было – самолет в любом случае нужно было посадить. Посадка предстояла «на брюхо», шасси ведь не выпускается.
На посадку пришлось заходить на скорости 370 км/ч. На высоте 50 м были выключены оба еще работавших правых двигателя. Теперь все зависело от мастерства пилотов и банального везения. И вот касание с грунтом. Самолет едет брюхом по земле. Едет долго, почти километр. А в нем ведь дыра в обшивке. И фюзеляж может банально разорвать. А тогда ничего хорошего членов экипажа в этой жизни не ждет.
И все же корпус летательного аппарата выдержал испытание такой жесткой посадкой. Все члены экипажа целы, а вот их борт уже не подлежит восстановлению. Его потом банально пришлось списать. Летчики проявили незаурядное мужество, за что и получили правительственные награды.
Осталось выяснить, а как же боевикам удалось попасть в самолет находящийся на высоте 7500 м, если ракета может поражать цели не выше чем 4 км от земли. Ну тут все оказалось весьма просто боевики просто забрались на гору на высоту свыше 4 км. Это еще советским летчикам повезло, что в самолет ракета попала на излете, иначе бы им не пришлось проявлять свое летное мастерство. А вот предусмотреть подобный вариант атаки, наверное, пилоты были обязаны. Не предусмотрели…
К удивлению многих сторонних наблюдателей режим Наджибуллы не рухнул тотчас же после вывода из страны советских войск. Правительственная армия продолжала держаться за счет оставленного имущества 40-й армии, а затем был организован воздушный мост.
Однако Советский Союз в 1991 году заключил соглашение с США о прекращении поставок военных грузов и топлива режима Наджибуллы. Правда окончательно сдержать слово данное властям Америки СССР не удалось – держава просто-напросто развалилась на составные части. А Ельцин по-быстрому прекратил поставки военных грузов в Афганистан.
Прекращение поставок из Москвы было объявлено 1 января 1992 года, а уже 28 апреля того же года войска моджахедов без боя вошли в Кабул. Еще 16 апреля Наджибулла пытался бежать из страны, но был задержан. Ему с братом и парой ближайших сторонников удалось укрыться в миссии ООН в Кабуле.
Между тем гражданская война в Афганистане продолжалась и 27 сентября 1996 года столицу Афганистана захватили талибы. Они ворвались в миссию ООН, и через несколько часов Наджибулла был убит.
Так и не удалось мне шарахнуть с ПЗРК.