«Девушка-воин» — так озаглавил свою заметку журналист, взявший в 1914 году интервью у нашей героини в полицейском участке. Она рассказала свою историю, попросив, чтобы он не писал о том, что якобы она сбежала на войну из казанского монастыря.
— Я из монастыря ушла пять месяцев назад, когда войны еще не было, — объяснила она. — И собственно нет ничего удивительного в том, что я захотела быть на войне.
«Казанскую Мулан» звали Анна Алексеевна Христофорова. Родилась в селе Ныртах Абдинской волости Мамадышского уезда. Ей был 21 год. Обычная крестьянка, не получившая достаточного образования, чтобы стать сестрой милосердия.
— Да и обязанности сестры легко могут исполнять и барыни, а мы, крестьянки, привыкшие к тяжелому труду, можем нести и более трудные обязанности, — рассказывала Анна журналисту. — Вот я, например, здоровей многих мужчин и легко справлюсь с обязанностями солдата!
Когда началась Первая мировая война, Анна поняла, что делать в деревне ей нечего, и решила ехать на фронт, чтобы показать всем: женщина тоже может защищать Отечество.
Легко сказать «попасть на фронт», вот только возникла проблема — женщин на войну не брали. И Анна надумала переодеться солдатом. Раздобыла сапоги, мундир, шинель и фуражку. Оделась и, прицепив к боку походную сумку, сложила туда кое-какие запасы провизии. После чего отправилась на вокзал и примкнула к группе солдат. На нее никто не обратил внимания, и она спокойно села с ними в вагон.
Путь на фронт был долгим, но никто из солдат не заподозрил, что с ними едет переодетая женщина. Так они добрались до Вильны (сейчас город называется Вильнюс). Поезд остановился на вокзале, и солдаты вышли на перрон размяться.
Вышла и Анна.
— У меня не было оружия и, когда солдаты ушли, я осталась одна, — вспоминала она. — На меня обратили внимание жандармы и потребовали удостоверение. Я совершенно забыла, что у меня паспорт-то свой, ну и предъявила его. Так меня и обнаружили.
Девушку тут же отвели к коменданту и допросили. История всех так ошеломила, что арестовывать и отправлять по этапу ее не стали. Вместо этого купили билет до Казани, выдали проходное свидетельство, а паспорт переслали в Казанское полицейское управление.
Там-то ее и поймал журналист «Камско-Волжской речи».
— Скажите правду: вы опять попытаетесь попасть на театр военных действий — поинтересовался он у девушки-воина
— Да, попытаюсь, — решительно ответила Анна. — И на этот раз обязательно попаду. Может быть и не солдатом, а попаду!
Но удалось ли Анне осуществить задуманное, история умалчивает.
«Путь на фронт был долгим, но никто из солдат не заподозрил, что с ними едет переодетая женщина»… Да-да-да, само собой, разумеется, как же иначе…
Подобная история вспоминается времён Великой Отечественной, когда танкисты «не замечали», что у них член экипажа — женщина…
Угу.
#
Величия подвига человеческого не умаляю никоим образом!