Рецензия на сериал «Чернобыль»

Рецензия на сериал «Чернобыль» Евгений НоринЯ досмотрел «Чернобыль». И да, я не стану забирать назад ни одно хорошее слово об этом сериале. Да, там есть несколько клюквенных моментов, и да,

Евгений Норин
Я досмотрел «Чернобыль». И да, я не стану забирать назад ни одно хорошее слово об этом сериале. Да, там есть несколько клюквенных моментов, и да, герои это довольно регулярно не столько русские, сколько американцы в предлагаемых обстоятельствах что, кстати, глубоко логично и естественно для американских шоу в частности и для американской культуры вообще.Но.
Но. По факту фильм получился про массовый героизм и про то, как ведут себя люди в условиях беспрецедентной катастрофы. Люди, которые сейчас кричат, что это пропаганда, и что СССР там нарисован черной краской, просто не видели, что думают по поводу «Чернобыля» реальные американцы, а не те, которых нарисовало их воображение. Я захожу в рунет, и читаю длинные возмущенные телеги про то, как СССР выставляют дегенеративной империей зла. Я захожу на «Реддит», и вижу, как зрители километрами готовы обсуждать, какие великолепные люди ликвидаторы, какие восхитительные люди Легасов и Щербина, какое мужество проявили советские граждане при ликвидации аварии. «Смелые мужчины и женщины героически действуют, чтобы смягчить катастрофический ущерб» это краткое описание англоязычного сообщества по сериалу. Просто зайдите, блин, и почитайте треды. Паки и паки говорю, вы учитывайте, что это снято американцами для американцев. И более того, это снято в том числе _про_ американцев, хотя в основе история советской ядерной катастрофы. Шахтеры, которые нашим показались самой клюквенной частью фильма (и да, это правда, это самая клюквенная часть), задумывались как офигенные реднеки, и да, в американском понимании крутизны. Опустить лощеного «федерала» из Гарварда, пардон, Высшей партийной школы и идти спасать мир. И знаете что. Глухов там любимец публики. Да, он в понимании реальных русских выглядит странно, но авторы-то фильма собирались показать мощщу тульских шахтеров не тулякам, а жителям Канзаса с Орегонщиной. И тем зашло, да.
Если считать, что «Чернобыль» пропагандистский фильм, то это получается пропаганда russies как последнего довода человечества на случай конца света. Если грядет крах вселенной, зовите шахтеров из Тулы, ученых из Курчатовника и Минска, несколько украинских пожарных расчетов, усильте их парой грузинских стрелков, поставьте во главе сурового мужика из Москвы (он выжил в Кремле с его интригами, уж как-нибудь выдержит и в зоне ядерной катастрофы) и конец света отменится. У них мышление разбинтованное, а яйца стальные и каждое со Sputni диаметром. Они затащат. И знамя воткнут над руинами. Да, да, знамя победы красное опять. Впечатляющий, кстати, образ мы снова победили самую страшную угрозу человечеству, и что бы это ни было, это будет Рейхстагом. А еще они нормальные люди, они заботятся друг о друге, они не боятся смерти, но не хотят ее, они плачут когда больно, но полезут в радиоактивную воду, когда это надо, чтобы спасти людей. Мужчины любят своих женщин и детей и наоборот. Ученые проявляют инициативу. Генерал готов сам поехать к реактору, чтобы лично замерить, что там с радиационным фоном потому что он, сцуко, боевой генерал, хотя и армии мирного времени, это его профессия, Родину защищать (апд: кстати, это конкретный генерал, Владимир Пикалов. И в армии он служил с весны 1941. В общем, понятно, откуда он такой). А еще это все делается с абсолютно лишенными рисовки и пафоса физиономиями. Моя фамилия Беспалов, и раз надо, я пойду купаться в радиоактивной воде. Всё. И даже мотив «насяльника гамно», за который так болит душа у наших новых левых выражен гораздо меньше, чем можно подумать. Щербина-то тоже «начальник». Только он начальник типа отец-командир. «Эй, вы куда Добывать вам пять тысяч тонн песка!» вот такой бульдог-apparatchi, который начинает с позы «я начальник, ты дурак», а заканчивает тем, что выбивает для ликвидаторов луноход. Тоже, кстати «Ну, не отправили человека на Луну, так хоть на крышу его не пустим» пока можно решать проблемы автоматикой, их решают автоматикой. Когда становится ясно, что придется посылать в бой людей, ими не заваливают крышу полторы минуты, потом бьем в рельс, и валите оттуда.
«Очернительство» осталось буквально нескольким персонам. Дятлов, Брюханов, неназванный дедок-бюрократ с поехавшей крышей. А, Кейджиби. Но и то, Кейджиби больше пугает, чем реально гадости делает. И вообще-то оказывается подозрительным, но договороспособным. Никакого «Ах, вот такие мы гады потому что потому». Ах, да. Еще герои периодически пьют водку. Ужас какой. Ну да, герои забарывают бюрократию, которая готова на все, чтобы прикрыть свою задницу. Ну, она и есть такая. По жизни. В СССР, в РФ, в США, и даже на Тайване бюрократия такая же, это ее суть давить и не пущать. Кстати, суд оформлен тоже именно с точки зрения американцев, именно по канону американских судебных драм. И знаете что, «правительство врет, политики врут, в действительности все не так, как на самом деле» это типичный американский мотив. Я такое уже видел в «Секретном досье», которое всё про то, что правительство свистит как дышит. И в «Опасной игре Слоун» та же история. И во «Власти». И покопавшись, еще, наверное, много чего найду. Да Боже мой, столоначальник везде одинаковый. Тут-то как раз высший эшелон власти это не инфернальные какие-то типы. Горби ведет себя без каких-то взбрыков, Щербина вообще орел, страна дает все, что может дать. Отрицательные роли отданы преимущественно разному начальству среднего звена. В общем, у нас получается, возмутились даже не государственники, а какие-то патриоты начальства среднего звена. При том, что советский бюрократ в СССР-то был объектом, в который регулярно плевались за очковтирательство. Да и катастрофа там получается не потому, что «система плохая». Как раз Легасов вовсю упирает на многофакторность, на сложное, даже вычурное в итоге стечение обстоятельств. Решения, каждое из которых само по себе было не фатальным, в сумме собираются в катастрофу. Если бы (повторюсь, я говорю о том, что в фильме) стержни в реакторе были другой конструкции, ошибки персонала не уничтожили бы станцию. При этом у существующей конструкции есть разумное и логичное обоснование. Дятлов действовал, исходя из вполне человеческих побуждений, хотя и не то чтобы делающих ему честь. И тоже, в других условиях это не было бы фатально. А вот схождение в одном месте нескольких критических уязвимостей убило реактор, и привело к катастрофе.
Про человеческие образы, отдельные сцены и моменты даже говорить нет смысла. Заливка могилы бетоном, тушение реактора, эвакуация, инфернальные проходы ликвидаторов по пустому городу с поливалками, Припять до взрыва с ее пасторалями, великолепная сцена между Легасовым и Щербиной («Да, мы останемся, и умрем лет через пять»), «Валерий, это что, улыбка», двумя штрихами данная история людей из отстрельной команды, «Я отдал жизнь разве этого мало Да, этого мало» некое количество косяков есть, но в целом снято просто мастерски, и с точки зрения драматургии, и с точки зрения визуальных образов и атмосферы. Никакой там «мерзкой империи зла», там общество и государство, которые оказались перед лицом страшной катастрофы и страшной же ценой победили. Пронзатели заговоров покурят в сторонке. Остальным смотреть можно смело.
Вы уже смотрели

 

.

 

Предыдущая запись Воспоминания.
Следующая запись Πoтpяcaющиe винтoвыe лecтницы в фoтoгpaфиях уникaльнaя пoдбopкa твopeний чeлoвeчecкoгo гeния

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *